Изображение Иосифа Сталина, появившееся в православном соборе Стрельны, вызвало большой резонанс. Настоятель храма святой княгини Ольги игумен Евстафий вывесил в божьем доме изображение советского диктатора, который получает благословение от блаженной Матроны Московской. Прихожане отказались прикладываться к "святому образу", РПЦ сделала игумену внушение, а сам настоятель ушел с должности по собственному желанию.
Изображение лика Иосифа Сталина, появившееся в православном храме в Стрельне, вызвало в обществе большой резонанс. Настоятель храма святой княгини Ольги игумен Евстафий вывесил в божьем доме изображение советского диктатора, который получает благословение от блаженной Матроны Московской. Реакция последовала незамедлительно: прихожане отказались прикладываться к "святому образу", РПЦ сделала игумену внушение, а сам настоятель ушел с должности по собственному желанию.
Евстафий Жаков сам нарисовал картину, вызвавшую такое недовольство окружающих. В храме святой княгини Ольги в Стрельне появилась «икона», на которой в полный рост изображен Иосиф Сталин. Великий вождь всех народов, глава государства, активно проповедующий атеизм, пришел к прорицательнице Матроне Московской для благословения. Такая легенда действительно существует, согласно ей, осенью 1941 года блаженная приняла у себя Сталина, озабоченного положением в Москве, и успокоила, сказав: «Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь». Именно эта встреча изображена на «иконе».
Скандал стал развиваться после того, как изображение выставили в храме. Прихожане отказались прикладываться к столь сомнительному образу, и отец Евстафий был вынужден спрятать свое творение в нижний придел. Получить личный комментарий от священнослужителя корреспонденту «Фонтанки» не удалось, но еще в начале этой истории игумен объяснял в СМИ свою инициативу так: «Чувство, что Сталин – отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, – это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один – мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны».
Тогда же отец Евстафий заявил журналистам, что Сталин вовсе не был атеистом: «То, что он возглавлял атеистическое государство – так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам – Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком».
После того, как информация о, мягко говоря, странной «иконе» появилась в СМИ, последовала реакция сначала коллег, а затем и церковного руководства. Как заявил руководитель миссионерского отдела епархии протоиерей Александр Будников, подобное художество граничит с экстремизмом: «В храме недопустимо выставлять даже неканонизированных святых, а что уж говорить о такой персоналии, как Сталин. Это соблазн. Это самочиние, самоуправство. Это сбивает с толку людей. Мы не можем смущать верующих подобными иконами. В ближайшее время эта "икона" из храма должна исчезнуть».
«Пророчество» сбылось уже через два дня. Картина действительно исчезла, по некоторым данным, настоятель забрал ее с собой, уходя из прихода. Как пишет газета «Коммерсант», Евстафий Жаков попросил освободить его от должности настоятеля храма. Об этом журналистам сообщили в Санкт-Петербургской епархии, по словам источника, священнослужитель «не выдержал издевательств над собой», именно так он воспринял резкую критику со стороны своих коллег. Руководство РПЦ также не осталось в стороне. «Произошло дисциплинарное нарушение: клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. С поступком священника будет разбираться правящий архиерей», - заявил руководитель пресс-службы Московского патриархата, священник Владимир Вигилянский.
Сам отец Евстафий в настоящее время от общения с прессой отказывается. Вполне вероятно, что это явление временное, поскольку прежде священнослужитель легко шел на контакт с журналистами, поэтому его имя хорошо известно не только в православных кругах. Несколько лет назад в его церкви появилась икона с изображением русского военнослужащего Евгения Родионова, убитого чеченскими боевиками за отказ отречься от православия. Но прежде всего игумен Евстафий «знаменит» своими резкими и достаточно спорными высказываниями. Например, такими, сказанными еще в 2004 году: «В целом Советская власть оказалась полезной для страны, народа и Церкви – это, как печь, которая "попалила" многих, но отроки в печи оказались невредимы посреди огня». Или: «Я с печалью вспоминаю великого человека, узнав о смерти которого в марте 1953 года, я плакал вместе со всеми жителями Иваново. При Сталине я прожил 12 лет, последние годы его правления помню прекрасно и могу сказать: это были лучшие годы в истории СССР».
Эта история, хоть еще и не законченная, выглядит весьма примечательно в свете других событий. Так, например, в ноябре 2008 года коммунисты Санкт-Петербурга обратились к патриарху с предложением канонизировать Сталина. А во время народного голосования в рамках проекта «Имя Россия» советский диктатор долгое время находился на верхних строчках «хит-парада».
Историческая справка:
С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также с укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер.
Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы, когда только органами НКВД (без милиции) было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек.
С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.
Юлия Никитина,
Фонтанка.ру