Руководство ГИБДД еще летом пошло на уступки водителям, рассудив, что если дорожные знаки не соответствуют разметке, а автолюбитель «нарушил», то ситуацию следует трактовать в его пользу. Однако этот документ завис в недрах инспекции, попав в разряд «для служебного пользования». На всеобщее обозрение его выставили благодаря настойчивости питерских автолюбителей.
Руководство ГИБДД еще летом пошло на уступки водителям, рассудив, что если дорожные знаки не соответствуют разметке, а автолюбитель «нарушил», то ситуацию следует трактовать в его пользу. Однако этот документ завис в недрах инспекции, попав в разряд «для служебного пользования». На всеобщее обозрение его выставили благодаря настойчивости питерских автолюбителей.
История с обнародованием распоряжения главы дорожной милиции Виктора Кирьянова под номером 13/6-120 оказалась поистине детективной. Активным членам Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» в кулуарных разговорах с сотрудниками дорожной милиции стало известно, что «гибддшное» начальство еще в конце июня - начале июля выпустило одно «таинственное» распоряжение. Указанные в нем меры оказались совершенно непопулярными с точки зрения самих служителей порядка. И до массы автолюбителей документ просто «не дошел». Ну, не хотелось инспекторам, чтобы подтвердился афоризм Леца про незнание закона, которое «не освобождает от ответственности», тогда как «знание — запросто». А, меж тем, в бумаге говорилось, что не следует карать автолюбителей за нарушение правил дорожного движения, если оно произошло из-за несоответствия разметки и установленных на участке дороги знаков.
Распоряжение появилось в ответ на «участившиеся случаи поступления в Департамент ОБДД МВД России жалоб граждан», в частности в ситуациях, когда «на дорожном покрытии имеется горизонтальная разметка 1.5 (пунктир), разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, и установлен дорожный знак 3.20 "Обгон запрещен" без указания зоны действия введенного ограничения либо установки дорожного знака 3.21 «Конец запрещения обгона». Говоря проще, дорожная ситуация уже давно изменилась, и нет опасности для совершения маневров, а формально знак всё еще действует. Это особенно актуально для загородных трасс, где на протяжении нескольких километров может не оказаться ни населенного пункта, ни перекрестка, которые бы отменили действие запрета. При этом по самому дорожному полотну уже давно тянется «пунктир». Просветить своих собратьев по «баранке» общественники решили, «напомнив» господину Кирьянову о документе и написав письмо с просьбой опубликовать текст в интернете. Так что вот уже почти неделю все автомобилисты страны могут лично ознакомиться с деталями столь важного распоряжения.
При прочтении документа становится ясно: в случае его применения у некоторых представителей редкого (как утверждает милицейское начальство) вида инспекторов — «Na ruku nechistus» - пропадает дополнительный источник дохода. Дело в том, что в своем распоряжении Виктор Кирьянов отдельно оговорил: «При осуществлении надзора за дорожным движением, а также при рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения». То есть привлечь заехавшего за линию водителя к административной ответственности нельзя. К ответственным за соблюдение порядка на дорогах лицам, манкирующим этим положением, главный инспектор потребовал «принимать меры».
Таким образом, не должно быть вопросов к водителям, «нарушающим» правила в местах, где ведутся ремонтные работы. А ведь зачастую знаки объезда или ограничения движения продолжают висеть и после того, как все работы заканчивались. Отдельных «первопроходцев» за ближайшим углом поджидали «na ruku nechistus»-ы, которые пользовались своим излюбленным приемом добывания «пропитания» - запугиванием с использованием Кодекса об административных правонарушениях. По словам председателя «Комитета по защите прав автомобилистов» Александра Холодова, то, что водитель неверно выполнил требования противоречащих друг другу знаков и разметки, никоим образом не может ставиться ему в вину, наоборот, неправы в этом случае дорожные службы. Именно они должны всеми возможными способами информировать водителя о грозящей на дороге опасности. Так, в случае, если на трассе водитель не смог увидеть знак (к примеру, из-за двигающейся рядом с ним высокой фуры), то сигнализировать об изменении дорожной обстановки должна разметка. Если этого не происходит, то в случае «нарушения», водителю грозят 4-6 месяцев лишения прав, что является неоправданно серьезным наказанием, особенно за чужие ошибки.
За примерами, подтверждающими актуальность проблемы, далеко ходить не надо: в течение всего лета, пока шел ремонт дорог в Центральном районе, автолюбители неоднократно оказывались в «ловушке» из-за сменившихся знаков. Проблемы их ожидали почти на всех Советских улицах и на Бакунина, а также на Кирочной, где как раз и произошла описанная выше ситуация, когда еще в течение нескольких дней после окончания ремонта часть улицы оказалась односторонней, хотя запрещающие знаки там уже были ни к чему.
Ксения Потеева