Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Американская мечта Юрия Грымова

Американская мечта Юрия Грымова

304
film.ru

Выборы в Америке уже прошли, а напряжение не спадает. Говорят, не исключено, что и отношения обострятся. Наше дело – не политика, а кино; но бывает такое кино, после которого любые хорошие отношения превращаются в кровную вражду. Юрий Грымов, получив благословение и материальную поддержку московского правительства, снял фильм «Чужие» - о том, как американцы не умеют уважать других людей, потому что считают себя богоизбранным народом.

В некую арабскую страну, где полным ходом идет война с несимпатичными русскими, прибывает группа американских врачей – с целью вакцинации местных детишек и внедрения правил личной гигиены. Их пятеро: молодая семейная пара, одинокая нервная дама под пятьдесят и два влюбленных гея – чернокожий и белый. Едва разместившись, пришельцы начинают вести себя неадекватно: молодая жена без какой-либо объясняющей прелюдии, и не особенно скрываясь, спит с молчаливым монструозным охранником-арабом, пожилая играет на аккордеоне и поет для изумленных оборванных детей, после чего яростно учит их аплодировать, но, не добившись аплодисментов, всерьез обижается и ругается, вызывая у «дикарей» еще большее недоумение; «голубое» семейство приручает арабского мальчика с помощью чупа-чупса, и один говорит другому: вот бы нам такого (в смысле усыновить), типа здорово – ты черный, я белый, а он – коричневый…

В остальное время они лечат и учат аборигенов (не есть руками, например, – тоже в довольно агрессивной манере), а неблагодарные местные жители, хоть и подставляются покорно под их шприцы, скрыто недовольны, продолжают есть руками, драться, как животные, и в знак протеста писают на американский аккордеон. Американцы раздражаются все больше; кроме того, пыль, жара и постоянная опасность в виде русских – все это обостряет конфликт как внешний, так и внутренний, пробуждая в участниках мирной экспедиции зверскую сущность. Ближе к финалу из неожиданного монолога русского майора (Алексей Полуян) становится понятно, что война – это вообще плохо, и виноваты все, кроме простых людей. Монолог упоительный (в частности, в нем упоминается басня Крылова «Лебедь, рак и щука»), но после увиденного всем уже понятно, кто на самом деле виноват и что с ним после этого надо делать.

Вообще удивительно, конечно, что с людьми вытворяет жизнь. Такую траекторию, бывает, нарисует, что стоишь, раскрывши рот, и сказать-то ничего не можешь. Нет, конечно, нравственная позиция режиссера Грымова никогда не была особенно четкой, он был больше по эстетическому делу - блики там, полутени, полемика с классиками. Не то, чтобы это было очень интересно и прибыльно, но концептуально не расходилось с представлением о Грымове, как о светском персонаже, играющем в кино. Но тут вот человеку дали много денег (официальный бюджет «Чужих» - около 10 млн.) – как раз столько, чтобы позабыть о своих эстетических воззрениях и сделаться политическим агитатором.

Люди в грымовском памфлете – не люди, а персонажи, причем довольно ходульно выписанные и скроенные. В худшие для советско-американских отношений времена в Голливуде так изображали русских – они носили ушанки даже в жару и не снимали с лиц туповато-озабоченного выражения. В «Чужих», кстати, и русским тоже не повезло – питерские звезды Алексей Полуян и Виктор Бычков изображают простого русского вояку и простого русского врача соответственно, без какого-либо разнообразия. Набор неких качеств – что-то вроде актерского этюда на заданную тему. С американцами вообще беда – их поступки, во-первых, напрочь лишены логики, во-вторых – это поступки диких, не цивилизованных людей. Один вдруг начинает раздеваться до нижнего белья на глазах у местной толпы, вызывая всеобщее негодование – хотя любой нормальный человек понимает, что можно, а что нельзя делать в мусульманской стране. Другая, выслушав прочувствованный монолог коллеги о смерти отца, лезет к нему в штаны и страшно плачет, когда он ей отказывает. Мускулистый симпатичный негр не выпускает изо рта чупа-чупс – вообще не выпускает; эта карамелька, в представлении Грымова, вероятно, тоже является некой квинтэссенцией западного порока. Они, может, плохого и не хотят, но делают – исключительно потому, что все эти неумытые, жрущие руками люди, им неприятны. Они, американцы, приехали из страны, которая рулит и зажигает, где истинные ценности и бла-бла-бла, поэтому все остальные им до фени. Еще чуть-чуть – и черта, отделяющая их от персонажей карикатур кукрыникса Бориса Ефимова была бы пройдена. Наивность и отсутствие логики – это отличительные черты фильма Грымова. Кроме того, тут даже массовка играет плохо – то здесь, то там в самых напряженных сценах мелькают улыбающиеся лица. Мелочь, а настрой уже не тот.

Разговоры о нагнетании атмосферы «холодной войны» со стороны Америки могут стихнуть – после того, что сделал Грымов!? Основная мысль «Чужих», пусть режиссер хоть до конца жизни уверяет нас в своей неоднозначности: американцы - козлы, блин. Самодовольные, навязчивые, тупые, похотливые уроды, не уважающие ни чужих традиций, ни чужой культуры. В среде малообразованных и националистически настроенных жителей планеты, понятно, бытует такое мнение – но довольно странно, что его выводит на большой экран образованный человек, не имеющий права не понимать, чем все это может закончиться.

Жанна Каренина,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях