Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Высшее счастье Никиты Долгушина

Высшее счастье Никиты Долгушина

1 428
neva-pressclub.spb.ru

70 лет известному петербургскому танцовщику и хореографу Никите Александровичу Долгушину исполнилось в минувшие выходные. Как истинный артист, он отметил юбилей на сцене родного Михайловского театра. Ни речей, ни ведущего - на подмостках царил герой-юбиляр: танцевал, рассказывал, организовывал действо. Обошлось без официоза - были зачитаны только две телеграммы от первых лиц государства. В честь юбиляра в праздничный вечер танцевал Фарух Рузиматов, а в старейшей библиотеке театра открыли выставку «Прикосновение к Серебряному веку». Никиту Долгушина по праву считают самым интеллектуальным танцовщиком российской сцены.

Долгушин, народный артист СССР, лауреат Первой премии Международного конкурса танца в Варне, обладатель многих званий и наград, хорошо известен во многих городах и странах. В Петербурге он особенно любим. Здесь родился, выжил в тяжелые дни блокады, окончил Хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, танцевал в Кировском (ныне Мариинском) театре, руководил кафедрой и труппой Консерватории. Пятнадцать лет Долгушин был премьером Михайловского (тогда Малого театра оперы и балета), перетанцевал весь классический репертуар. Редкий новый спектакль обходился без его участия. В те годы этот театр имел свою преданную и требовательную публику. Долгушин быстро завоевал ее симпатии. Зрителям импонировало его стремление вынести на сцену глубоко личное – свое понимание духовной жизни героя – будь то персонаж традиционной классики, историческое лицо или современник.

Долгушин слыл танцовщиком-интеллектуалом. Не случайно накануне вечера в Михайловском элита петербургского балета собралась в Театральной библиотеке, чтобы поздравить коллегу: на фоне старинных книжных шкафов Долгушин смотрелся так же естественно, как в репетиционном зале. Не удивительно, танцовщик – один из самых активных и преданных читателей. К его юбилею в библиотеке оформили выставку «Прикосновение к Серебряному веку». Посмотреть на ее уникальные экспонаты будет интересно не только поклонникам Терпсихоры.

Однако вернемся на юбилейный вечер. Он начался показом видеозаписей выступлений артиста. Долгушин скромно посетовал, что на большом экране будут видны его изъяны. Но почему-то видны были только достоинства! Как в калейдоскопе, мелькали герои, прожитые танцовщиком на сцене и зал вторил аплодисментами. Отточенность техники и редкое для премьера качество - Долгушин не выделяет эффектные комбинации, прыжки, вращения. Для него нет второстепенных элементов - все движения закончены, все позиции чисты. В этом и есть культура петербургской школы танца. Мастера, в совершенстве владеющие такой культурой, способны танцевать не только хорошо, но и долго. Что и доказал Долгушин, вдохновенно исполнив «Сарабанду» на музыку Баха в постановке Георгия Алексидзе. Этот номер танцовщик сочинил сорок лет назад, в 1968 году. В нем были задействованы две балерины. Одна из первых партнерш Ирина Колпакова - присутствовала на юбилее в зале.

Еще гости юбилея увидели четыре номера и премьеру одноактного балета Генри Перселла «Павана Мавра» в постановке Хосе Лимона. Потом были поздравления от Мариинки. Юбиляра приветствовали Игорь Колб, Ирма Ниорадзе и Виктория Кутепова. Во фрагменте из «Жизели» Колб явно проигрывал показанному в видеозаписи герою Долгушина. У молодого артиста есть и прыжок, и азарт, но нет долгушинской культуры, ювелирной выделки движений, нет чувства стиля, манеры поведения. Небрежность даже в облике: модная на молодежной тусовке прическа мало подходит для роли аристократа из старинного балета. Забавно, что Ниорадзе исполнила «Умирающего лебедя» в варианте, раскритикованном тонким знатоком классики Долгушиным: вышла спиной к публике и продемонстрировала змееподобные руки. Кутепова старательно пыталась догнать оркестр в «Русском танце» Александра Горского на музыку Чайковского и порой ей это удавалось.

Удивительно, что выступить в концерте не сочли нужным представители тех сцен, чья слава держалась искусством Долгушина. Речь идет о новосибирском театре, ради которого артист покинул Кировский театр, труппе Бориса Эйфмана и театре Консерватории (независимо от его нынешнего юридического статуса).

Но главный подарок юбиляру преподнес Фарух Рузиматов. Он вдохновенно исполнил «Adagietto» Мориса Бежара на музыку Густава Малера и выступил в главной партии «Паваны Мавра». Роль Мавра принадлежит к лучшим творениям Долгушина.

А что же сам юбиляр? Был ли он счастлив, стоя на сцене, заваленной бесчисленным количеством шикарных букетов и слушая овации публики? Казалось, да. Но когда Никита Александрович сказал, что высшее счастье – это возможность танцевать, в его голосе прозвучала неподдельная грусть.

Лариса Абызова,
Фонтанка. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях