Развитие сферы высоких технологий становится не только «федеральной фишкой», на которую ставит руководство страны. Главы регионов тоже внимательно присматриваются к инновационному производству. Но если федералы мыслят «общо», то регионалы думают о том, как эти самые технологии можно применить в обычной жизни. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, например, побывав в НИИ радионавигации и времени, нацелилась на заказ навигаторов для троллейбусов и других полезных вещей.
Чтобы понять, как в городе с высокими технологиями, Валентина Матвиенко стала посещать режимные объекты. Побывав недавно на «Транзасе», сегодня она навестила НИИ радионавигации и времени, а завтра намерена поздравить с грядущим юбилеем предприятие «Авангард». В НИИ Валентине Матвиенко показали последние разработки в области спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, которыми так восхищается первый вице-премьер Сергей Иванов.
Интерес к высоким технологиям у губернатора, возможно, связан с тем, что во вторник на заседании городского правительства была принята целая программа поддержки и развития инновационного производства, которая требует, между прочим, больше 700 миллионов рублей из бюджета города. Видимо, правительство решило присмотреться, какие новейшие разработки наших предприятий можно было бы внедрять в городское хозяйство. Если на «Транзасе» пока поживиться было нечем, то в ОАО «РИРВ» чуть ли не на месте подписали договор на оснащение городских машин «скорой помощи» и троллейбусов дорогущими спутниковыми навигаторами. Принципиально договорившись, стороны разошлись по углам: одни — постигать экономическую целесообразность и считать деньги, другие — производить и модернизировать навигаторы.
Напомним, что в августе этого года правительство России ввело норму: с 2010 года устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на ряд транспортных и технических средств, в том числе на автобусы, железнодорожные вагоны, самолеты и иные средства и системы. Ряд питерских перевозчиков уже по собственной инициативе опробовали новинку.
Первый заместитель генерального директора института Борис Шебшаевич показал отечественный GPS навигатор, который оснащен своеобразным «черным ящиком». То есть может записывать весь маршрут, остановки, трафик, контролировать расход топлива, пассажиропоток и накапливать другие показатели при передвижении. Валентина Матвиенко тут же заговорила об использовании такой умной техники в городском хозяйстве. Например, оснастить ими «скорую помощь», контролировать стратегически важные и опасные объекты и даже городской общественный транспорт. Только тут же выяснилось, что российские системы стоят недешево — по 15 -20 тысяч рублей за штуку. И представляют собой здоровенные бандуры. Правда, как рассказали в институте, сейчас разрабатывается более компактный дизайн.
Валентина Матвиенко сделала ставку на отечественного производителя и дала указание своим экономистам заняться финансовым обоснованием внедрения высоких технологий. Причем по «полной», без ограничения опытным образцом «для демонстрации». Вот, например, как в «Водоканале»: ГУП задружился с институтом и уже скоро запустит пилотный проект по синхронизации работы всех объектов водоснабжения и канализации, которые будут контролироваться по спутнику.
Теперь Комитет экономического развития Смольного разводит руками. Ведь если внедрять систему навигации в «скорую помощь», то ее нужно делать многофункциональной: просто отслеживать передвижение машины до пациента и в клинику недостаточно. Борис Шебшаевич предположил, что система может быть приспособлена для того, чтобы, например, передавать сделанную на дому кардиограмму в клинику и тут же проводить консультации. С транспортом вообще беда. Что толку от того, что «черный ящик» будет записывать, сколько пассажиров вошло в троллейбус на Невском проспекте, а потом вышло на Университетской набережной? А «слежка» за передвижением каждого конкретного пассажира вообще напоминает тотальный контроль. Да и что может дать информация о том, что такой-то троллейбус уже полчаса стоит в пробке на Дворцовом мосту, когда об этом и без спутника узнать можно? Глава КЭРППиТ Алексей Сергеев этого тоже пока не понимает. По его словам, если по всему городу в будках посадить по человеку, которые будут сообщать о проехавшем мимо трамвае такого-то маршрута, будет дешевле. Поэтому для продукции ОАО «РИРВ» нужно продумать более широкое применение. Если результаты этих размышлений превзойдут ожидания, то заказ на продукцию может поступить уже в следующем году. Когда и запустится программа поддержки инновационной промышленности.
Пока же специализированная техника института по душе (и средствам) только Министерству обороны, которое является основным заказчиком предприятия. Только вот федеральное правительство теперь все государственные деньги по развитию системы ГЛОНАСС направляет на спутники. А наука и, в том числе, институт остаются без дотаций.
Видимо, поэтому город и стремится помочь предприятию. «Кризис в стране и мире, но это не повод останавливать жизнь и работу, - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на последнем заседании правительства, когда принимали программу инновационно-технологического развития промышленности города. - Надо поддерживать именно инновационное развитие нашей промышленности. Чтобы мы не только декларировали, но и реально поддерживали промышленность. Кризисы приходят и уходят, а развитие нашей промышленности ничто не должно останавливать. Главное, чтобы наши предприятия успешно прошли этот период».
Тогда же глава города изрекла, что инновационные разработки находят пока слабый отклик в промышленности. Но ситуацию надо менять: специальная рабочая группа будет отбирать нужную для внедрения инновационную продукцию. Среди примеров в программе называются энергосберегающие и вандалоустойчивые светильники, спутниковые навигационные технологии ГЛОНАСС, цифровое телевизионное вещание, использование результатов космической деятельности.
К 2011 году темпы роста объема отгруженной продукции должны составлять 110-116 процентов, доля инновационных предприятий должна составлять 22 процента от общего объема промышленности в городе, а средняя заработная плата на одного работника должна быть 35 тысяч рублей.
По данным КЭРППиТ, за последние 6 лет промышленное производство в Петербурге выросло в 1,8 раза. По итогам 2007 года индекс промышленного производства составил 110 процентов, объем отгруженной продукции достиг 642 миллиардов рублей (на 28 процентов больше, чем в предыдущем году). Ожидается, что в текущем году этот показатель достигнет 770 миллиардов рублей. Как заверяет Алексей Сергеев, дальнейшее развитие промышленности города возможно только по инновационному пути.
В связи с этим только на следующий год запланировано выделить почти 200 миллионов рублей на пять пунктов программы. На эти деньги город планирует создать условия для промышленности, в том числе и для технического перевооружения производства, внедрения инновационных технологий, решить вопросы переподготовки кадров, развивать территории промзон, содействовать продвижению продукции предприятий на рынке сбыта и оказывать информационную поддержку. Так, только 52 миллиона за три года пойдет на субсидии для покрытия банковских кредитов, взятых на покупку оборудования. И 112,5 миллиона – на закрытие затрат по покупке оборудования в лизинг. Кроме этого, 189 миллионов планируется выделить до 2011 года на проведение ежегодного конкурса «Лучший экспортер Петербурга».
Александра Медведева
Фонтанка.ру
ГЛОНАСС для нас
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ