Как часто, проезжая через нерегулируемый перекрёсток, мы восклицаем: «Давно пора здесь светофор поставить!». Насколько тернист путь строительства нового светофорного объекта и кто чинит препятствия на пути появления «трёхглазых», разобрался корреспондент «Фонтанки».
На 2008 год в бюджете города запланировано строительство светофорных объектов по 28 адресам, а за прошлый год их установили 27. С начала года по настоящий момент уже введен в эксплуатацию 21 светофор. Всего сегодня городу не хватает 150 светофоров, то есть при существующих темпах строительства ждать их придётся более 5 лет. Кроме того, в полной реконструкции нуждается около 300 светофорных объектов. Без этого будет невозможно организовать работу единого центра управления, да и старые контроллеры не отвечают современным требованиям. Всего лишь 200 светофоров в нашем городе могут управляться через Центр управления дорожным движением, централизованное же управление сегодня постоянно ведётся на 183 объектах.
Безусловно, светофор – не панацея от дорожных происшествий. Ежедневно в городе происходят десятки аварий даже при наличии светофора. Но причина их кроется в низкой культуре вождения и в желании «проскочить». Тем не менее, благодаря этому нехитрому устройству подавляющее большинство транспортных потоков движется организованно. Безусловно, каждое решение по установке должно быть обосновано, в противном случае лишние светофоры приведут к снижению скорости движения и возникновению заторов.
Но есть в городе целый ряд перекрёстков, которые заставляют водителя попотеть как в прямом, так и в переносном смысле. Сколько времени не могли установить светофоры на сложных перекрёстках, например, на пересечении улицы Парашютной и улицы Репищева? А сколько «мёртвых» автоматических регулировщиков стоит по городу, например, на углу улиц Фучика и Будапештской, Фучика и Белградской? Что же мешает устанавливать светофоры там, где это надо было сделать «ещё вчера»?
Прежде чем светофор появится на перекрёстке, ему предстоит пройти нелёгкий путь. Честно говоря, когда корреспондент «Фонтанки» поинтересовался в ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» – что необходимо согласовать и в каких инстанциях, то полученный ответ поверг в шок. Попробуем проследить нелёгкий путь документов по кабинетам чиновников различных уровней.
Допустим, что на какой-то улице возрос поток транспорта, и эту магистраль теперь тяжело и переходить, и переезжать. Общественность или близлежащая школа решили снизить аварийность и направили соответствующее обращение в ГУ ДОДД. Этот этап условно называется «Целесообразностью строительства». Специалистами ГУ ДОДД совместно с ГИБДД на основе данных о потоках, количестве переходов и аварийности делается заключение о необходимости данного светофорного объекта. После этого «счастливое место» попадает в ежегодную адресную программу, но только в том случае, если ещё остались деньги, в противном случае перекрёсток может «отъехать» на следующий год. Выяснение целесообразности строительства может отнять от 1 недели до 1 месяца.
После включения в программу представители ГИБДД и ГУ ДОДД выезжают на место и оценивают обстановку. Оговаривается всё необходимое оборудование и благоустройство, а также порядок работ. После этого назначается конкурс на осуществление проектирования объекта. С победителем конкурса заключается контракт. От подготовки конкурсной документации до заключения контракта может пройти 2-3 месяца.
Как только фирма заключила контракт с городом, начинается этап проектирования, один из самых длительных и проблематичных. После топосъёмки подземных коммуникаций на рассматриваемом перекрёстке, которая весьма недёшева и составляет от 10 до 35 тыс. рублей за 1 га, начинается подготовка проекта. Перечислять, что входит в него, не имеет смысла, достаточно сказать, что это около десяти документов, которые необходимо согласовать с ГИБДД. На согласование может уйти до 3 месяцев, поскольку разные бумаги рассматривают разные инспекторы, соответственно запрашивая необходимые документы у своих коллег. Часть проектов намертво «виснет» именно на этой стадии, когда проектировщик и ГИБДД не могут найти общего решения по некоторым вопросам. Пострадавшей стороной в этой ситуации выступает ДОДД, которая фактически от лица города заказывала работу. И деньги на проектирование уже заплатила проектировщику.
Если проект прорвался сквозь заградительные барьеры ГИБДД, начинается согласование используемых пешеходных ограждений и других элементов с Комитетом по градостроительству и архитектуре. Если светофор будет установлен в центре города, то при размещении каких-либо элементов на здании-памятнике, требуется согласование КГИОП. Даже если здание, по которому проложат кабель или закрепят кронштейн, не является памятником архитектуры, необходимо согласование его владельца на установку какого-либо оборудования. На это уйдёт от 2 недель до месяца. На каждый орган - 1-2 недели. ГУДП «Дортехнологии» отнимает ещё 2-3 недели на разработку проекта прокладки кабелей и проектирование островков безопасности.
Наконец, проект представляют в администрацию Санкт-Петербурга, где за 1 неделю он получает одобрение. Но не все комитеты городской администрации ещё пройдены. Теперь необходимо согласовать вырубку деревьев или кустарников, если те оказываются в зоне строительства или будут мешать видимости. Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству взимает восстановительную стоимость зелёных насаждений. Иногда эта сумма доходит до 40-50 тыс. рублей, а на все согласования уходит ещё 2 недели.
Если подводящие кабели будут располагаться на растяжках ГУП «Горэлектротранс» или ГУП «Ленсвет», то необходимо согласовать с ними эти работы. Ещё от 2 до 6 недель... Если же светофорный объект будет подключен к автоматизированной системе управления, то в кипе бумаг появится согласование с ОАО «Северо-Западный телеком» - это от 2 до 4 месяцев.
При установке светофоров в охранной зоне теплотрасс, высоковольтных линий, газопровода, водопровода выполняемые работы необходимо согласовать в ГУП «ТЭК», «Ленэнерго», «Ленгаз», «Водоканал», соответственно, срок согласования до 1-2 месяцев. При проектировании установки светофора, прокладки кабеля необходимо получить согласование отдела подземных сооружений (ОПС) КГА. По условиям ОПС, проектная документация рассматривается 2 месяца, однако по договоренности с ГУ ДОДД указанные сроки были сокращены до 2 недель.
После этого начинается вторая часть «марлезонского балета». Как известно, без электричества светофор работать не будет. На то, чтобы энергетики дали добро, может уйти от 1 до 9 месяцев. Путь согласования настолько сложен и инвариантен, что описать его пером невозможно. Если всё-таки удастся найти «розетку», то на согласование уже готового проекта может уйти ещё 2 недели.
И вот, наконец, проект попадает в Управление по Технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в Санкт-Петербурге, где может пролежать ещё от 1 до 1,5 месяцев, при условии, что не будет замечаний к проекту. Временная расстановка знаков и организация движения на период производства работ согласуется в УГИБДД, ГУП «Пассажиравтотранс», Комитете по транспорту - ещё 1-2 недели.
Но, пожалуй, самое интересное только начинается. В настоящее время по требованию УГИБДД после выполнения всех проектно-изыскательских работ и получения согласований окончательно укомплектованный проект необходимо предоставлять на повторное согласование. В этот период тоже возможны заминки.
Итого только на этап от проведения конкурса и заключения контракта уходит от 5 до 9 месяцев. По результатам проектирования необходимая сумма закладывается в адресной программе, но уже на следующий календарный год.
Непосредственно строительство можно назвать достаточно лёгким этапом. После получения разрешения на проведение работ во всех необходимых инстанциях (УГИБДД, районная Администрация, УСПХ, ГУДП «Дортехнологии», ФСО, ОПС, и т.д. - до десяти наименований), начинаются монтажные работы. В некоторых случаях, на стадии получения разрешения, УГИБДД выдвигает дополнительные требования по изменению планировки перекрестка. Это требует доработки рабочего проекта, и, как следствие, прохождения процедуры согласований по «второму кругу». Если всё благополучно, то на этот этап может уйти от 1 до 1,5 месяцев. По окончании строительства назначается рабочая комиссия.
Теперь дело осталось за малым – подать энергию к светофору, чтобы он заблестел своими цветными глазами на радость пешеходам и автомобилистам. Однако и эта процедура очень запутана и трудна. На сбор всех необходимых подписей до включения светофоров проходит от 2 до 4 месяцев.
Итого, как мы видим, на строительство только одного светофорного объекта может уйти около полутора лет. У кого-нибудь из читателей ещё возникают вопросы, почему так часто на улицах Петербурга мы видим светофоры, которые так и остаются стоять неработающими по году и более? Многие из них, запутавшись в бюрократических сетях, разукомплектовываются или подвергаются атаке вандалов. Зато сколько рабочих мест даёт городу обычный светофор, ведь в каждой инстанции далеко не один человек занимается «рассмотрением и согласованием».
В этой цепочке видится излишний контроль со стороны УГИБДД - за исключением обоснования установки светофора в конкретном месте города. Ведь на все работы, установку матч, дорожную разметку и размещение знаков имеются ГОСТы и другие нормативные документы. Собственно, весь контроль над соблюдением можно возложить на заказчика работ в лице ГУ ДОДД. Пожалуй, это могло бы существенно сократить сроки возведения светофоров. Ведь за этими сухими канцелярскими месяцами скрываются десятки, а может и сотни ДТП на перекрёстках, а самое главное – человеческие жертвы, которых бы можно было избежать.
Владимир Федоров,
Фонтанка.ру
Что нам стоит светофор построить?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ