В начале лихих 90-х мое юношеское воображение поразил эпизод из романа Артура Хейли «Колеса». Дилер так хотел сбыть новую машину, что готов был давать скидки, принимать старую в зачет и приискивать клиенту банк для получения кредита. Тогда в родном СПб объявления «меняю квартиру на автомобиль» были не в диковинку, а за «девятками» стояла многолетняя очередь. Теперь в России дилеры тоже очень хотят продать нам автомобиль, в том числе и с зачетом старого, то есть по схеме trade in. Кто такой trade in и с чем его едят, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Как все начиналось
Все началось с того, что Генри Форд провозгласил базовый принцип: «Каждый покупатель может получить "Форд-Т" любого цвета, при условии, что этот цвет будет черный». И поначалу так оно и было, автомобили Форда, превратившиеся в «средство передвижения», продавали только за наличные, и продавали так, что конкуренты локти кусали от зависти.
Но человек перестал бы быть человеком, если бы ему не хотелось выделиться из толпы себе подобных. Хотя бы при помощи авто. Вперед рванули конкуренты Форда, в лице General Motors, которая смогла предложить покупателю ассортимент автомобилей «для любой цели и любого кошелька» и Chrysler Corp., которая придумала маркетинговые исследования (чего хочет покупатель) и продажи в кредит (а не только за наличные). Производители и их дилеры начали заманивать потенциальных покупателей бонусами, скидками, кофейными напитками. В ходе этой борьбы и родился trade in: схема продаж, когда старый автомобиль покупателя достается дилеру, а его стоимость зачитывается при покупке нового. А как еще заманишь рачительного автовладельца, у которого машина уже есть и вполне еще бегает?
С чего начать
В России trade in появился на полвека позже, чем в США, то есть в начале стабильных 2000-х. Первое время эту схему использовали только при купле-продаже дорогущих «бумеров» и «меринов», на которых любили рассекать герои тех самых лихих 90-х. Сейчас услуга trade in есть в каждом втором автосалоне, и во многих принимают в зачет автомобили любого возраста и любой страны-производителя. Взамен продают новую или опять же таки подержанную, но чем-то для вас более привлекательную машину.
Начать следует с обзвона салонов, разумеется, тех, чей ассортимент пришелся по сердцу, тут ведь точно по Островскому, у каждого свой вкус: кто любит «Мазду», кто «Рено», а кто и свиной хрящик, в смысле какой-нибудь «Хендэ». Телефон поможет понять: примут ли в данном конкретном салоне вашу старую машинку и сколько за нее дадут.
Рассчитать среднюю рыночную цену на имеющийся у вас автомобиль можно с помощью любой газеты бесплатных объявлений. Прикиньте, сколько в среднем дают за авто такой марки и года выпуска и отнимите 10%. Это примерная цена, которую предложат в салоне. На непрофильные (особенно российские) авто - вычет 15% от среднерыночной цены. Модные модели, наоборот, примут по цене чуть выше, чем «среднерыночная минус 10 %».
Если предварительная цена кажется приемлемой и автомобиль вашей мечты у дилера имеется, пора отправляться в салон.
Там старую машину, которая должна пойти в зачет новой, подвергнут детальному инструментальному осмотру. Платить за него придется из своего кармана, хотя в особо пафосных салонах обычно не мелочатся. Потом машину «пробрасывают» по базам данных ГАИ и таможни, проверяют, не в угоне ли она, прошла ли таможенную очистку и не попадала ли в чудовищные ДТП. Диагноз откорректирует окончательную цену «зачетного» автомобиля и если она устраивает обе стороны, можно подписывать договор, доплачивать, или брать кредит на доплату за новую машину, оставлять старую и - с ветерком на новой к новым свершениям.
Если есть ощущение, что салон сильно занижает цену авто, которое принимает в зачет, то есть три выхода: поторговаться (может, и получится, но маловероятно), идти в другой салон (но там все сначала — свидетельство об инструментальном обследовании, выданное салоном-конкурентом, не учитывается) или ставить машину на комиссию. Комиссия, это не совсем trade in, это вы просто оставляете свою машину в салоне и дилеры пытаются ее продать по установленной уже вами цене плюс 10-15% комиссия салона. А новую машину вы покупаете (если покупаете) по отдельному договору. Тут надо помнить, что за каждый день на стоянке салона придется платить. К тому же дилеры обычно оставляют за собой право снижать цену, если авто не уходит за какой-то срок, и снижать могут до бесконечности, главное - положенный процент себе в карман положить. В общем, автодилеры не филантропы, тем не менее, популярность схемы trade in растет не по дням, а по часам.
Кому выгодно
Прежде всего такая схема устраивает владельцев дорогих иномарок, привыкших менять авто каждые год-два-три. Для них потеря 2-3 тысяч у.е. проходит безболезненно, главное, хлопот никаких.
Полезен trade in тем, кто хочет купить подержанную машину в кредит, - банки не выдают займы на покупку б.у. авто у физических лиц, а при покупке в салоне готовы одобрить заимствование.
Еще эта схема привлекает особо нервных и предусмотрительных покупателей подержанных машин: не надо беспокоиться о чистоте сделки, происхождении автомобиля, был ли он в ДТП и всякое такое прочее, а здесь, как говорится, салон гарантирует.
В будущем такая схема торговли наверняка станет еще более популярной: машин все больше, покупают новые, а значит, продают старые все чаще, следовательно автодилеры смогут за счет «вала» снизить свои наценки и клиентам будет выгодно пользоваться trade in.
Сергей Черкасов,
специально для "Водителя Петербурга"
P.S. Кстати, именно у Хейли в тех же самых «Колесах» я вычитал еще одну духоподъемную фразу: «Как только автодилер открывает рот, он начинает врать». И не важно, как ты машину покупаешь: в кредит, в trade in или за наличный расчет.
Меняю старую машину на новую
ПО ТЕМЕ