Автостраховщики попросили об отсрочке. Они уверены, что смогут перейти к работе по новым правилам, но только через 9 месяцев. Только к 1 марта 2009 года страховые компании успеют создать единую базу данных, методику определения ущерба, которая позволила бы ввести единые стандарты во взаимоотношения страховых компаний, а также единый информационно-расчетный центр, который должен осуществлять взаиморасчеты по страховым выплатам при прямом урегулировании.
Напомним, с 1 июля 2008 года должны были вступить в силу положения о прямом урегулировании убытков. В соответствии с новыми правилами, автовладелец в случае ДТП вправе напрямую обратиться с требованием о страховой выплате к своему страховщику, с которым у него заключен договор об ОСАГО (а не к страховщику виновника ДТП). Также будет введен упрощенный порядок получения страховых выплат по ОСАГО без участия в оформлении документов сотрудников милиции. Данная норма будет действовать в случае не крупного ДТП, при этом размер страховой выплаты не должен превышать 25 тыс. рублей. Однако, по мнению страховщиков, нововведения на 15-20% увеличат их убыточность, и без того ежегодно растущую. Спасти страховые компании от разорения сможет только повышение тарифов.
«За 5 лет существования ОСАГО сформировалась статистика, которая показала, что убыточность страховых компаний только повышается. По некоторым коэффициентам она доходит до 100%», - сообщил заместитель генерального директора по автострахованию ОАО «Страховая компания «Русский мир» Андрей Знаменский. А также добавил, что в основном правительством 5 лет назад были введены правильные тарифы, но все же есть некоторые ошибки, которые напрямую ведут к убыточности страховщиков. В частности, коэффициенты: региональный, по типу транспортного средства и по мощности двигателя.
Устанавливая региональный коэффициент, правительство исходило из того принципа, что в провинции социальный уровень населения значительно ниже, нежели в столицах (как в первопрестольной, так и в Северной). Однако практика показывает, что в «русских деревнях» количество аварий не меньше, а, порой, даже больше, чем в мегаполисах, да и по «крупности» ДТП провинциалы могут поспорить со столичными жителями. В связи с этим величина коэффициента не должна зависеть только от региона.
Еще одной ошибкой страховщики считают коэффициент по типу транспортного средства. Тарифы общественного транспорта и такси необоснованно занижены, а потому их надо повышать в разы. Директор управления автострахования «Росгосстрах — Северо-Запад» Дмитрий Синишев заявил, что «такси — самый убыточный сегмент, его убыточность достигает свыше 100%». Еще одной проблемой Синишев назвал сокрытие некоторыми недобросовестными страхователями цели эксплуатации транспортного средства. «Некоторые скрывают, что используют автомобиль как средство для перевозки пассажиров, - пояснил он, - но, обманывая страховщика, автовладелец сам себя дурачит, ведь если этот факт выяснится, компания вправе отказать страхователю в выплате».
Коэффициент мощности двигателя не устраивает страховщиков тем, что «это неправильно, когда владелец более мощной машины намного дороже платит за ОСАГО». Доцент кафедры Страхования СПбГУЭФ Денис Горулев заявил, что только в Москве и в Петербурге существуют «нормальные» машины, за пределами же Садового кольца россияне ездят исключительно на отечественных «Жигулях» 812 года выпуска», причем за рулем сидят преимущественно «лица кавказской национальности, проще говоря, джигиты», и, почему они должны платить меньше, для страхователей непонятно.
«Если не проводить изменение тарифов, то это может привести к коллапсу на рынке страховых услуг, то есть уходу ряда компаний не первого эшелона», - добавил директор департамента продаж Страховой Группы «Регион» Михаил Меженик.
Единственным (потому что в единственном лице представлял автомобилистов) на пресс-конференции оппонентом страховщиков выступил председатель Регионального Отделения Общественного Движения «Комитет по Защите прав Автомобилистов» Александр Холодов. Он заявил, что трудности страховых компаний, конечно, вызывают сочувствие, но не должны затрагивать интересов страхователей. Если человек заплатил за ОСАГО, он должен получить все, ему причитающееся, не взирая на сложности, возникающие у компании. Холодов подчеркнул, что многие страховщики часто затягивают сроки выплат или занижают суммы. То, что это происходит по объективным для страховщиков причинам, не может и не должно интересовать страхователя.
Говоря же о грядущих нововведениях, Александр Холодов отметил, что поправки не только не улучшат ситуацию, но и создадут ряд новых проблем. В качестве примера привел опыт Франции, где после упрощения оформления мелких ДТП, резко увеличился рост мошенничества, а также возросло количество обращений в суд. В России же новые поправки так же могут спровоцировать всплеск мошенничества. Например, соберутся два предприимчивых гражданина на кухне и придумают мнимое ДТП, а потом обратятся за выплатами. Но представители страховых компаний поспешили разубедить Холодова, мол, не все так просто: реальность произошедшей аварии необходимо будет доказать, например, фотографиями или заключением аварийных комиссаров. Также страховщики посоветовали во избежание недоразумений все-таки вызывать на место происшествия ГИБДД.
Тем временем, пока петербургские страховщики обсуждали возможность повышения тарифов, в Москве уже приняли решение. Как пишет специализированный журнал Forinsurer , не позднее лета 2009 года тарифы на ОСАГО должны быть увеличены примерно на 20%. К такому выводу пришли представители трех ведомств - Росстрахнадзора (ФССН), Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Российского союза автостраховщиков (РСА). Параметры увеличения тарифов станут известны после окончания исследований страховых рисков по ОСАГО. Их ФССН заказала трем независимым группам исследователей.
По данным РСА, сборы по ОСАГО за 2007 год составили 72,4 миллиарда рублей, выплаты — 39,3 миллиарда рублей. Рост премий составил 13,3 процента, а рост выплат оказался почти вдвое больше — 24 процента. Также, согласно сведениям РСА, по долгам 15 компаний-банкротов из фондов союза заплачено 750 миллионов рублей.
Юлия Никитина,
Фонтанка.ру
Автостраховщики не готовы работать «прямо»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ