Пустующие цеха здания завода «Красный треугольник» на выходных заполнила необычная публика — молодые люди рокерского и «металлического вида», девушки, чей облик определялся понятиями «гламурно» и «готично», пили пиво из пластиковых стаканов. В одном заброшенном цехе отплясывали под рок- и фолькмузыку, в другом - «крутили» кино, во дворе завода жарили шашлыки. На Обводном канале состоялся фестиваль Interzona.
Фестиваль был задуман как «рама» для фотовыставки «Некроурбанизм, или Мертвые города». Выступления музыкальных групп, программа «ИноеКино» от кинообсерватории ГЭЗ-21, выставка откровенно психоделической живописи, выступления философов и поэтов (причем со своими стихами на сцену вышел среди многих и Алексей Никонов из группы «П.Т.В.П.») должны были подчеркнуть одно — красоту неживого, и усилить впечатление от фоторабот. От участников требовалось умение понимать и ценить красоту распада материи.
Место для фестиваля было выбрано не случайно — здание завода «Треугольник», построенное в 1860 году и не эксплуатируемое с 80-х годов двадцатого века, по мнению авторов фестиваля, - «самое некроурбанистическое здание в городе». И, наверное, они правы: «Треугольник» сейчас стал символом даже не двух, а трех окончившихся эпох — начала промышленного развития России в конце девятнадцатого столетия, советского времени, память о котором увековечена в развешанных лозунгах, плакатах, средствах наглядной агитации, и времени «лихих девяностых», тоже оставившем свои следы.
Фотографии брошенных заводов, бывших совхозов-миллионеров Ленинградской, Московской области, пустующих шахтерских городов в Сибири и, разумеется, виды города Припять (своего рода символа сторонников некроурбанизма), разместили в центре заброшенного цеха. Ободранные стены, обваливающийся потолок, рельсы в полу, едущие в никуда, - интерьер «выставочного зала» воспринимался как органичное продолжение снимков. Лозунги советских времен, до сих пор висящие в помещениях «Треугольника», один в один повторяли лозунги на заводе «Юпитер» в городе Припять.
Термин «некроурбанизм», способный вызвать легкую оторопь обывателя, и идея выставки принадлежат петербургскому фотографу Андрею Никифорову, работающему в жанре industrial. По понятным причинам чаще всего под объективы некроурбанистов попадают бывшие отечественные промгиганты. Именно в них фотографы и видят своеобразную неповторимую красоту - настрой выставки не имеет ничего общего ни с ностальгией по уходящей натуре, ни с попытками предостережения общества об опасности, ни с разоблачительными порывами. Манифест некроурбанистов звучит просто - «вывернуть наизнанку привычное понятие красоты и, возможно, научить видеть в пустоте красоту».
И, действительно, здания с выбитыми стеклами, рассыпающиеся на части ржавые станки, гордо рвущиеся вверх трубы над пустыми заводами, железнодорожные составы, рассыпающиеся на куски, завораживают ничуть не меньше, чем горные или морские пейзажи. «Мертвые здания намного живее людей, и способны рассказать о людях гораздо больше, чем они сами», - считают фотографы. Глядя на снимки заброшенных улиц города Припять, в котором когда-то кипела жизнь, с этим трудно не согласиться.
Наверное, участников фестиваля можно назвать «новыми декадентами» - так же, как в начале двадцатого столетия представители российской интеллигенции видели красоту в распаде существующего порядка вещей и приходили в ужас от «наступления машин на культуру», в начале двадцать первого века некроурбанисты увидели красоту и величие в смерти машинной цивилизации. Не случайно в кинопрограмму фестиваля были включены и фильмы Дзиги Вертова — человека, называвшего себя «механическим глазом, машиной, которая показывает мир таким, каким сможет его увидеть».
К фестивалю можно отнестись с иронией — многое было организовано на уровне школьной самодеятельности, далеко не все участники способны выдерживать уровень, хоть немного напоминающий профессиональный. Но нужно признать — новое направление в искусстве проявилось. О нем еще будут спорить, ему еще придумают обоснование, идеологию, — все еще впереди. Организаторы «Интерзоны» планируют новые фестивали.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
«Красный треугольник»: плач по цивилизации
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ