О таких, как Наталья Карпович, в свое время говорили: спортсменка, комсомолка и просто красавица. Сейчас она депутат Госдумы от Петербурга, лицо женского бокса, у нее уже четверо детей и скоро будет пятый ребенок. При этом мать-героиня хочет стать президентом нашей страны. Наталья согласилась ответить на вопросы «Фонтанки».
Семья и дети
- Наталья, в нашей стране 2008 год объявлен годом семьи. На ваш взгляд, вышли ли мы из демографического кризиса?
- С демографией достаточно интересная ситуация. В 2007 году был показан значительный результат. У нас есть тенденция снижения смертности. Рождаемость почти во всех регионах растет. Во многом здесь сыграла роль новая информационная политика государства в этой сфере. Но рождаемость в нашей стране еще может упасть и ниже показателей 90-х годов. Рожденные с 81 по 90 годы еще психологически могут воспринимать семьи с большим количеством детей. После этого у родителей рождался в основном только один ребенок. Сейчас в репродуктивном возрасте находятся как раз те, кто родился в 81 – 90 годах. Но уже в 2011 году из-за демографической ямы 90-х мы с вами теряем 6 миллионов людей репродуктивного возраста! Провал больше, чем в 90-х годах. Сегодня нужно сориентировать поколение не только экономически, но и психологически - поднимать авторитет многодетной семьи.
Согласна, что должна быть и экономическая целесообразность рождения ребенка, и создание соответствующих условий. Большие результаты в демографии дали семейные сертификаты.
Но хочу сказать, что есть плюсы и серьезные минусы материнского капитала. В 2010 году, когда начнутся первые выплаты по нему, я опасаюсь провала, конечно, не в вопросах финансирования, а с психологической точки зрения.
В 2007 году у нас родили часть тех, кого принято относить к девиантной группе населения, к маргиналам. Сразу же после родов они пришли к государству и сказали – дайте деньги. На что им ответили, чтобы они пришли с этим вопросом в 2010 году.
Существуют ограничения, куда могут быть потрачены деньги материнского капитала. Например, можно купить жилье. Но квартиру, купленную на средства от материнского капитала, потом никто не помешает продать, а деньги просто пропить. Ребенка же потом сдать в детский дом. Когда человек удочеряет или усыновляет второго ребенка, то он вновь получит этот капитал. А кто его будет платить? Государство?
- Как можно поднимать авторитет семьи, если этому понятию даже не дано определение в семейном кодексе?
- К сожалению да, оно там не прописано. Но мы работаем над тем, чтобы это исправить. Более того, я считаю, что слово материнство, которое присутствует в законодательстве, юридически не правильно. Да, родитель может быть один. Но мужчине сложнее доказывать свое право быть родителем.
Я убеждена, что власти должны действовать в интересах прежде всего ребенка, а не матери или отца. Очень часто я наблюдаю такую картину, что только одной бывшей семье из десяти удается договориться во время бракоразводного процесса, чтобы детям не было плохо. В остальных случаях – либо ребенок остается в неравных условиях по материальной базе и условиям проживания, либо начинается гонка - с кем останется дитя. Если не могут родители договориться, должна быть третья сторона. У судьи перед вынесением постановления должна быть полная картина того, что происходит в этой семье.
- Не кажется ли вам, что наши законы ущемляют права отцов?
- В нашем законодательстве есть очень интересная штука. Везде прописано про материнство, а про папу же вспоминаем, когда семья распадается и встает вопрос об алиментах. Статуса родителя в законе нет. Сегодня мы работаем с законодательством, которое не совершенно в новой экономической структуре, системе управления государством. Нам нужно сегодня сесть и сделать мониторинг всех законодательных актов для того, чтобы мы в современном мире могли применять законы, которые работают эффективно.
- На ваш взгляд, государство достаточно внимания уделяло и уделяет семье?
- Государственная политика была направлена на экономику, внешние отношения. Об институте семьи за последние 15 лет и не вспоминали. После этого у нас молодежь не хочет заводить семью, детей, а только желает делать карьеру.
То, что сейчас по телевидению показывают ролики, пропагандирующие институт семьи – это замечательно. Человек хоть начинает интересоваться, что это такое.
В социальные вопросы нужно вкладывать не завтра и не послезавтра, а уже сегодня.
Должна быть достойной заработная плата. В 80-м году минимальная зарплата состояла из двух частей – на взрослого человека и ребенка. Двое человек получали на себя зарплату и двоих себе подобных. Это статистика. Это не я придумала. Сегодня МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму. И взрослый человек должен зарабатывать из расчета – он сам плюс ребенок. Тогда будет снят вопрос бедности.
Нужны социальные стандарты, по которым идут компенсации и пособия, но не нужно людей делать иждивенцами. Также необходимо обеспечить доступность дошкольного учреждения.
Доступность жилья - один из важных пунктов для мотивирования создания семьи. В Петербурге работают программы, которые решают жилищные вопросы для многодетных семей. Правительство города уже в этом году хочет решить жилищные проблемы всех петербургских семей, в которых пять и более детей. У нас сейчас много таких семей, много семей, где рождаются тройняшки. Жилье - очень важный стимулирующий фактор. Но у нас очень много недобросовестных людей, которые используют ребенка как инструмент.
- Да, в нашей стране очень много детей сдаются в детдома…
- У нас только 10 процентов детей, воспитывающихся в детских домах, не имеют родителей, остальных попросту бросают. Рожают и отдают в детдом. Но надо признать, что у нас очень много детей сдаются из-за неустроенности родителей. Мне кажется, что государство должно взять на себя миссию помощи молодым мамам. Если молодая девушка забеременела, с ней на весь период беременности должна быть какая-то форма сопровождения.
Работа в Думе
- Многие журналисты писали о вашей законодательной инициативе ограничить детей в ночных прогулках по улицам…
- Я искренне считаю, что нашей стране нужен закон об ограничении посещения улицы ребенком в вечернее время без присмотра родителей. Правда, первое, о чем вспомнили ваши коллеги, так это о комендантском часе. Меня пригласили на телевизионную передачу, в которой принимали участие различные эксперты. Там мне сказали, какая я плохая, какой ужасный закон подготовила.
Но я убеждена, этот закон позволит выявить беспризорных и безнадзорных. И это нужно делать. У нас ежегодно растет детская преступность, так как подростки остаются без внимания взрослых. В этом законе есть только одна запрещающая норма – привлечение детей, даже со взрослыми, в места, где демонстрируется секс.
- Ваш закон хорош там, где есть хороший участковый. А если ребенок попадет к реальному, земному участковому, это будет механизм вымогательства, шантаж родителей, задержание ребенка не в 22.00, а в 21.00…
- В этом законопроекте все эти моменты, о которых вы говорите, предусмотрены. А если за это правонарушение предусмотрена не уголовная, а административная ответственность, то это не может стать кормушкой для коррупционеров.
Говоря о коррупции, я хочу сказать, что любая законодательная инициатива дает две стороны. Кормушка и неисполнение – отрицательная сторона. Поднятая проблема – это я бы отнесла к положительной стороне. Если бы у нас была бы формула – хорошая зарплата и ответственность за эту зарплату, у нас сразу бы выросло отношение к своему делу. Чиновник бы боялся брать взятки, потому что может потерять работу с хорошей зарплатой. Те же органы опеки выполняли бы свою работу более качественно, а не думали, как бы им подработать на второй работе.
- Если поднять зарплату милиционера в три раза, он в три раза лучше работать не будет. Коррумпированный же чиновник, взяв десять крупных взяток и обеспечив себя и семью, продолжит брать. А разве сейчас ответственности за взятки нет? Она прописана в Уголовном кодексе. То, что сейчас мы видим - это отсутствие политической воли. Не доводятся вещи до своего логического конца…
- Я вам высказала свое видение. Если человек хочет строить карьеру и он обеспечен необходимым социальным пакетом, он захочет выполнять свою работу, захочет выполнять ее хорошо и расти по карьерной лестнице дальше. У меня не может быть другой теории для себя..
- Депутат Госдумы неплохо же получает?
- Мы получаем 130 тысяч рублей. Но в некоторых законодательных органах власти в регионах местные депутаты получают в три раза больше.
- Вы верите, что все депутаты работают на совесть?
- Я вообще не хочу об этом говорить. Почему я должна говорить за других?
- Эффективен ли у нас госаппарат в целом?
- Вроде бы экономику подняли, но о системе и конструкции управления заговорили только сейчас. До этого вообще об этом не вспоминали. Мы стоим над созданием новой социальной системы. Что-то хорошее остается, плохое убирается. Я абсолютно убеждена, что нужно время, быстро все произойти не сможет. Сегодня Дума обновилась более чем наполовину. Пришли другие люди, другое мышление…
- Не редки же случаи, когда депутаты просто проштамповывают законы, даже не подумав об их последствиях. Например, недавние поправки в закон о СМИ. Слава Богу, ко второму чтению опомнились.
- Ну, в конечном итоге поправки в закон о СМИ не прошли же. Закон о СМИ - во многом хороший, но в некоторых вещах не совершенен. И много лет не изменялся.
Как проходит законодательная инициатива. Сначала проект закона приходит от депутата, правительства, президента в профильный комитет. Он обсуждается на профильном комитете, на фракции, принимается решение - поддерживать его или нет. После этого депутат, опираясь на эти решения, соглашается с ними или нет.
Вынес человек поправку, это его право. В первом чтении, при том наборе документов, которые собрал автор, он получил поддержку в профильных министерствах и ведомствах. Перед вторым чтением на нее взглянули под другим ракурсом.
- А кто вам предложил идти в думу? Была ли какая-то доля сомнения, избираться в парламент или нет?
- Когда я была беременной третьим ребенком, меня пригласили на одну телевизионную передачу. На вопрос, какие у вас планы на будущее, я ответила, что хотела бы иметь еще одного ребенка, а еще я мечтаю стать президентом нашей страны.
Место депутата - это шаг к тому, чтобы стать президентом. Так что у меня даже не было сомнений, идти или не идти в парламент. Я абсолютно уверена, что мне это надо. Чтобы стать человеком и профессионалом, нужно принимать участие в политике, общественной жизни.
- Сложно ли работать депутату - женщине?
- Мне кажется, я себя хорошо чувствую в Думе, потому что я себя ощущаю профессионалом. Но женщина всегда должна оставаться женщиной, чем бы она ни занималась. Если я в своей профессии специалист, ни один мужчина не упрекнет меня.
Спорт
- Почему вы пришли в бокс?
- Так сложилось, что на меня повлияла трагедия. Вообще, я мастер спорта по лыжным гонкам. Когда у меня умер муж, моему маленькому ребенку был год. Я не могла вернуться ни на работу, ни в бизнес. У меня была очень большая депрессия.
Друзья как-то пошутили: может, тебя в бокс отдать. Шутки шутками, но я пошла в спортзал. Первый синяк, который я получила, помог заглушить моральную боль. Потом мне сказали, что у меня ничего не получится в боксе, но я продолжала трудиться. И вдруг появился результат. Оказалось, что это новая профессия, новый круг общения, новые возможности. Мы организовали фонд развития женского бокса, занимаемся общественной деятельностью.
- С боксером Валуевым дружите?
- Я не могу сказать, что мы дружим, но очень хорошо друг друга знаем. Даже тренировались в одном месте. Мы с Николаем очень хорошие знакомые. Я в хороших отношениях и с другими боксерами.
- Говорят, что женский бой более агрессивный, чем мужской, правда ли это?
- Термин жестокость в спорте не приемлю. В спорте в целом и боксе в частности, женщины более эмоциональны. Бокс – это борьба умов. Это один из самых логичных видов спорта, практически как шахматы. Руки в боксе – это последний элемент.
- Вы снялись топлес…
- Да, у меня есть фотография топлес.. Это одна фотография, которая была сделана в рамках фотосессии. Она висит у меня дома, она профессиональна, это искусство. Я ее сделала в защиту женского бокса, так как у бокса женское лицо. Это была возможность увидеть этот спорт по-другому.
- Много ли женщин занимаются боксом?
- У нас достаточно много женщин занимаются боксом. Сильный Ставропольский край, Москва. Бокс дает возможность больше понять мужчин, изменяется отношение к мужчинам.
Беседовали Алексей Яушев и Александр Горшков
Наталья Карпович хочет стать президентом
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ