Есть города, которые не умеют ремонтировать себя с подлинным размахом - ну, как-то не выходит. А если уж и встают на починку, то стараются проделать это как можно быстрее и незаметнее для собственных жителей. В нашем же Петербурге ремонт всего и вся идет год за годом открыто и величаво. Начальство буквально им упивается.
За последние десять без малого лет в городе выросло целое поколение, для которого нависшие над тротуарами строительные леса, не дающие пройти по улицам заборы, перекрытые дороги, неумолчный строительный грохот за окнами, запертые станции метро – это обязательная часть петербургской жизни. Без всего этого она показалась бы пресной и какой-то занудно-западной.
Скажут: что поделаешь, приходится ведь разом чинить все, что не чинили в 80-е и 90-е. Так-то оно так. Были у нас когда-то полтора десятка безремонтных лет. Однако бомбежек все же не было. И сколько времени с тех пор прошло? Между прочим, уже через десять лет после войны почти все европейские города успели зализать раны. А у нас этих ран как будто все прибавляется.
Кольцевая дорога еще не достроена, однако в ремонте уже нуждается не меньше любой нашей трассы-старожила.
Реконструкцию главного городского стадиона, сберегая, как тогда объясняли, народную копейку, начали с того, что начисто снесли старые постройки, а сегодня на ясном глазу рассказывают, что именно этот снос как раз и удорожил строительство в несколько раз против сметы.
Станцию «Владимирская» торжественно возвратили народу после очень долгой и не очень качественной реконструкции. При этом самое насущное - заменить три эскалатора четырьмя – как раз и не сделали: нет, говорят, у нас таких технических возможностей. Сколько было – столько будет.
Значит, очередная плановая остановка на ремонт любого из этих трех превратит обновленную станцию в место локальной пассажирской катастрофы. Но что делать – так у нас принято. А чтобы жители всегда были начеку, сразу после сдачи «Владимирской» закрыли один из пересадочных эскалаторов рядышком - на узле «Владимирская» - «Достоевская». Перечень прочих остановленных на ремонт подъемников (и, соответственно, заготовленных для пассажиров несчастий) торжественно читают на всех станциях метро.
Думаю, это такая городская традиция, выражающая нашу любовь к ремонтам: если уж таковой где-нибудь происходит, то его на своей шкуре должен почувствовать максимум граждан. А чтобы простейшим способом этого достигнуть, надо нигде и ни в чем не иметь никакого запаса прочности. Всего должно быть по минимуму: эскалаторов, автодорог, детсадов, паспортно-визовых отделов.
Скажете: не хватает денег? Да никоим образом. Вот соседний градоправитель Юрий Михалыч полюбил сравнивать свой московский бюджет с бюджетом города Нью-Йорк. Вот-вот перегоним, говорит. Мы, как известно, люди скромные, и с городом Желтого Дьявола равнять себя не будем, однако возьмем хоть Лондон: тоже ведь скоро сравняемся – бюджет там тяжелее нашего в два раза с небольшим, а население – больше в полтора раза с хвостиком.
Нет уж, наша дефицитность всех необходимых объектов – это не бедность. Это уже философия. Беру как-то в Хельсинки на автовокзале билеты на междугородный автобус. Покупаю и спрашиваю: «А почему места не зарезервированы? Вдруг не хватит?». «Хватит», - отвечают. И точно: хватило. И в тот раз, и во все последующие. И в тех же краях: идешь вдоль автострады по сколько-нибудь населенной сельской местности, и каждые полкилометра под ней для пешеходов построен переход. Интересно, какой средний интервал между подземными переходами на нашем, скажем, Московском проспекте? Он ведь у нас в городе, кажется, самый богатый на эти удобства.
На других магистралях их гораздо меньше, и при всем нынешнем величавом размахе наших дорожно-ремонтных работ, новых переходов почти не появляется.
Только что сказал: это философия. Уточню: это философия наших ремонтов. Подземный переход, во-первых, реально, а не по смете, - вещь дорогостоящая; во-вторых, он гораздо более технически сложен, чем какое-нибудь очередное ежегодное асфальтирование дороги по снежку; а в-третьих, чреват ответственностью в случае некачественного исполнения, провала и аварии.
Это вам не фонтаны на Московской площади: бьют – хорошо; сломались, перестали бить – еще лучше. Да и смета у них замечательная. Поэтому выбираем фонтаны.
Есть и другие ремонтные хитрости, наделяющие починку чего угодно тремя особенностями: крайней длительностью, сметной дороговизной и недолговечностью результата.
Например, мостить тротуары не нормальным асфальтом и даже не гранитом, а каким-то сомнительным тротуарным кирпичиком, чтобы через пару-тройку лет даже младенцу было ясно: пора выписывать новый заказ, новых укладчиков и начинать все сначала.
Или, скажем, чинить дома не вообще, а путем раздельного программирования. По одной программе – ремонтировать фасады, по другой – обустраивать дворы, по третьей – латать крыши. Ну, как в школе, если нечем занять детей, то на одном уроке учили бы один катет, на другом – еще один, а на третьем – гипотенузу. Бред? Для детей – да. А взрослые-то понимают, что иногда лучше работать дольше, хуже и дороже, чем быстрее, лучше и дешевле.
А вот - хитрость еще проще: не уметь делать дренаж. И по этой причине, ремонтируя тротуары и автодороги, почти нигде его толком и не делать. В результате, снег, выпадающий в последние годы, к счастью, лишь дважды – осенью и весной – превращает свежепочиненные улицы в нечто, эффектно покрытое густой бурой жижей. Ну, а если случается дождик – так просто в болото.
Неудобная, конечно, ситуация. Зато мощные городские организации живут полнокровной жизнью: десятилетиями выясняют между собой, кто виноват и что делать.
Не так давно видел двухдневный тропический ливень в городе Риме – поселении, прямо скажем, не самом благоустроенном, да и бюджет у них, чувствуется, послабее нашего. И представьте: не то что озер и болот, даже луж на улицах почти нет. Нехитрое, видимо, дело - этот дренаж. Просто ненужное в нашем климате.
А еще – традиционные ремонты на тепло- и энергосетях, которые в порядке исключения переживают некоторый упадок популярности по причине отсутствия зим. А еще – дамба, подлинная наша жемчужина, уже несколько десятилетий гармонически соединяющая строительные и ремонтные работы воедино. А еще: превращение самого понятия «ремонт» в волшебное слово огромной коммерческой силы, когда старую постройку сносят, на развалинах возводят новодел и оформляют это как «реконструкцию».
Не обязательно выпить все море, чтобы понять, что вода в нем соленая – говорят наши китайские строительные партнеры. Не обязательно пройти все круги петербургского ремонта, чтобы понять, что именно полотнище с нарисованными окнами – лицо сегодняшнего города. И чем тяжелее городской бюджет, тем с большей тяжестью и с меньшим смыслом ложится эта ремонтная эпопея на Петербург.
Сергей Шелин,
специально для "Фонтанки.ру"
Город вечного ремонта
Написать комментарий
Сергей Шелин
Автор мненияПО ТЕМЕ
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Все статьи автора Станьте автором колонки