В прокат выходит фильм Ульриха Зайдля «Импорт-экспорт», показанный в Каннах и Венеции, получивший гран-при не очень известного фестиваля в Ереване. Однако настоящая жизнь картины, похоже, начнется только сейчас, с выходом на российские экраны. Потому что он – об эмигрантах, хоть из Украины, но говорящих по-русски. И о том, что «понаехали тут»…
В украинской провинции живет медсестра-блондинка Ольга (Екатерина Рак). Зарплату ей не дают, поэтому она идет работать интернет-стриптизершей (раздевается перед веб-камерой и исполняет указания онлайн-«партнера»), а потом получает письмо от подруги, живущей в Германии, и уезжает туда, бросив ребенка и старушку-мать. Там пытается зарабатывать как беби-ситтер: нянчит подозрительно взрослых детей злобной тетки, которая лапает иконы на тумбочке и копается в Ольгиных вещах, а потом идет опять в больницу – теперь уже немецкую. Уборщицей. В это же время белобрысый татуированный недоросль Паули (Пауль Хоффман) находит на улице собаку и приводит ее домой. В результате, расстается с девушкой. Работает он охранником, но, несмотря на крепкое телосложение и боевой дух, подвергается издевательствам турков-гопников. Наконец, ему это надоедает, и он отправляется с отчимом-аферистом в далекое путешествие– везут они в Румынию и на Украину старые игровые автоматы.
«Импорт-экспорт» - от перемены мест слагаемых сумма не меняется… Операторы Эдвард Лачвард и Вольфганг Талер снимают одновременно двумя самыми банальными для фестивального кино методами – то камера статично фиксирует происходящее, то срывается и носится, дрожа, за героями. Наконец, актеры играют опять же двумя самыми распространенными манерами: либо гротеск на грани клоунады, либо полный натурализм.
Ульрих Зайдль – вовсе не дебютант и не выскочка, у него за плечами двадцатилетний опыт режиссера и восемнадцать фильмов, множество призов, причем, самых престижных, не чета ереванскому фестивалю, в том числе – «Золотой лев» в Венеции. Его фильмы нельзя назвать подделками: вполне толковые, умело снятые. Но – совершенно другого толка. «Собачьи дни» или «Иисус, ты знаешь» вовсе не претендуют на то, чтобы быть трагедией. А «Импорт-экспорт» - еще как претендует! Начиная с того, что сами непересекающиеся сюжетные линии – с Ольгой и с торговцами игровыми автоматами – подразумевают, что режиссер задумал поднять проблемы мирового масштаба, как Иньяриту в «Вавилоне». Но, ступив на совершенно не свою территорию, Зайдль ведет себя как потерявшийся ребенок: растягивает второстепенные эпизоды, откровенно перебарщивает с эротикой, увлекается чернухой и живописанием быта. В общем, забывает, что взялся за очень сложную, хрупкую сюжетную структуру. К тому же на протяжении двух с половиной часов зрителя мучает ощущение дежавю: эпизоды с маразматичными стариками, за которыми ухаживает Ольга, похожи на снятые как будто потерявшей свой профессионализм Муратовой, да чего там – ассоциации с чужими фильмами возникают постоянно. Даже фильм с таким названием уже снят, причем, всего пару лет назад.
Неплохой повар, раньше жаривший замечательную яичницу, так увлекается смешиванием ингредиентов элитного блюда, что напрочь забывает, что же он готовит. И кто теперь поверит, что Зайдль, действительно, талантливый режиссер…
Иван Чувиляев,
Фонтанка. ру
«Импорт-экспорт»: кинояичница подгорела
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ