Депутаты считают, что для безопасности на дорогах Петербурга нужна политическая воля. С ними согласны представители Ространспортнадзора. А страховщики полагают, что разрулить ситуацию поможет страхование ответственности перевозчиков. При этом о том, что может возникнуть проблема поиска страховых компаний, желающих реально работать на этом рынке, они умалчивают.
По стечению обстоятельств в день, когда в Петербурге и области произошли два очередных серьезных ДТП с автобусами, представители городского парламента, чиновники и бизнесмены решили вновь обсудить проблему безопасности на дорогах. При этом ни один из легальных перевозчиков и даже представитель ассоциации независимых перевозчиков приехать на встречу не смогли или не пожелали. Поэтому в круглом столе «Безопасность общественного транспорта» пришлось участвовать лишь депутату Законодательного собрания Игорю Риммеру, эксперту Северо-Западного управления Ространспортнадзора Виталию Захарову и исполнительному директору ОАО СК «Русский мир» Евгению Гуревичу. В основном, все свелось к пустым разговорам. Конкретное предложение поступило только от страховщиков, да и оно, скорее, лишь коммерческое.
Игорь Риммер заметил: как только речь заходит о серьёзных санкциях в отношении кого-либо из перевозчиков, то сразу же начинаются разговоры о том, «кто стоит за этой компанией». По словам представителя законодательной власти Санкт-Петербурга и одновременно руководителя постоянной профильной комиссии по транспортному комплексу понятно, что в городе пока ещё нет политической воли, чтобы остановить то, что происходит на дорогах. Косвенно его слова подкрепил представитель организации, которая фактически выдаёт лицензии перевозчикам, а затем контролирует выполнение всех требований. По словам Виталия Захарова, отобрать сегодня лицензию очень сложно. Для этого необходимы грубейшие нарушения, на основании которых уже последует обращение в суд с возможным вынесением решения о приостановлении действия лицензии.
Как отметил Захаров, за первый квартал этого года наблюдается резкий всплеск ДТП с маршрутными транспортными средствами. Если за аналогичный период прошлого года было зафиксировано всего 5 ДТП, то в этом уже 25. Лидерами по печальной статистике являются ОАО «Третий парк» (9 ДТП) и «Питеравто» (5 ДТП). Кроме этого, по этим перевозчикам в судебные органы направлено 12 и 11 протоколов соответственно о грубых нарушениях, выявленных у них. По словам Виталия Захарова, каждое из них теоретически может служить основанием для изъятия лицензии, однако на деле все заканчивается лишь штрафами. Откровенно говоря, сумма собранных штрафов, озвученная экспертом, вызывает грустную улыбку – это всего 56 тысяч рублей. Для справки, сумма ежедневного плана у перевозчика «Питеравто» с автобуса средней вместимости, которую водитель должен «привезти» в парк, в среднем составляет 5-6 тысяч рублей. Это значит, что если даже к этому перевозчику применить все штрафные санкции, то для покрытия убытков достаточно всего лишь одного дня работы 10 «маршруток».
На этом фоне, когда исполнительная власть на прошлой неделе фактически признала свою неспособность справиться с аварийностью на дорогах, свою помощь предложил бизнес. По словам исполнительного директора СК «Русский мир» Евгения Гуревича, разрулить ситуацию поможет страхование ответственности перевозчиков. По его словам, во всем мире институт страхования такой ответственности показал, что это благотворно сказывается на ситуации на дорогах. Между тем, вызывает сомнение тот факт, что подобное страхование реально поможет решить проблему аварийности.
Основным инструментом регулирования называется экономический эффект, который заставит перевозчиков ездить аккуратней. По мнению Евгения Гуревича, разница в стоимости страховки для аккуратного перевозчика и для того, который бьётся каждый день, заставит компании задуматься. Однако, если вспомнить, что в планах городского правительства стоит избавление в течение 3-5 лет от такого вида транспорта, как коммерческий, и введение единого регулируемого тарифа, то такая перспектива выглядит призрачной. Все прекрасно помнят, как в августе прошлого года перед профильной комиссией Игоря Риммера ассоциация пассажирских перевозчиков озвучила требование возместить их непредвиденные убытки в размере 900 млн. рублей от социальных перевозок по маршрутам с регулируемым тарифом. Таким образом, перевозчики опять залезли в городской карман, а значит, в карман всех налогоплательщиков, в том числе в карман пассажиров, которые уже платят за проезд.
Где гарантия, что за повышенную аварийность и увеличение себестоимости обслуживания маршрута вновь не придётся платить горожанам. Получается, что город и горожане вновь получат бульон из-под яиц, а яйца уйдут в страховые компании? Если вспомнить, чем обернулось введение ОСАГО, когда каждому обещали райские кущи и рассказывали о том, как с улыбкой каждый будет оставлять визитку своей страховой компании, то такие перспективы кажутся весьма реальными. На деле всё оборачивается тем, что ОСАГО воспринимается как дополнительный транспортный налог, а на реальную компенсацию приходится рассчитывать только тем, кто выложил хорошие деньги за КАСКО.
Между тем возникает ещё один парадокс. По словам Евгения Гуревича, страховые компании уже сегодня не очень охотно страхуют «маршрутки». Получается, что даже при введении законодательным путем понятия «страхование ответственности компании- перевозчика» может возникнуть проблема поиска страховых компаний, желающих реально работать на этом рынке. А как известно, компания будет заинтересована только в том случае, если сумма поступлений от страховки будет значительно выше, чем выплаты по страховым случаям. Соответственно, подобные услуги будут стоить очень недёшево.
Для справки, с 1 марта после изменений в законодательстве каждый пострадавший может рассчитывать на страховую выплату в размере, не превышающем 160 тысяч рублей по ОСАГО в независимости от того, кто был виноват в ДТП. До 1 марта размер выплаты составлял не более 240 тысяч на всех пострадавших. Однако, не стоит забывать и тот факт, что в ГИБДД существует такая норма, как невозможность установления вины кого-либо из водителей. Несмотря на заверения Евгения Гуревича, что всё равно пострадавшие получат компенсации, в страховых компаниях с вами даже не начинают разговор, если из ГИБДД нет справки о виновности того или иного участника, поскольку в этом случае не наступает страхового случая по ОСАГО. Сколько же теоретически сможет получить пострадавший при введении нового вида страхования, и как это скажется на стоимости проезда, сегодня озвучено не было. Остаётся туманной и перспектива выплаты компенсации, если перевозчик, например, грубо нарушит требования договора страхования. Ведь все мы прекрасно знаем, «мелкие нюансы» в разделах ответственностей сторон.
Всё вышесказанное не означает, что следует забыть об институте страхования. Просто если в городе не исполняются принятые законодательные акты и власти не могут ничего сделать с автобусами, которые даже не имеют элементарного технического осмотра, но при этом спокойно ездят по улицам, то говорить о выплате страховки в таком случае даже смешно. Механизм воздействия страхования ответственности перевозчика заработает только в том случае, если будут выполняться все остальные требования. Он может служить своего рода гарантией, что в случае ДТП пострадавший сможет оперативно быстро получить средства на лечение или компенсацию за потерю трудоспособности.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
СТРАХовка как панацея от ДТП
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ