Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Пушкин, Штирлиц и другие

Пушкин, Штирлиц и другие

275
Фото: /mignews.com.ua

Несмотря на стартовавшую президентскую кампанию, российское телевидение решительно и бесповоротно погрузилось в зимнюю спячку. На телеэкране – без преувеличения – не происходит практически ничего. Государственные каналы механически пиарят преемника, негосударственные с тем же автоматизмом продолжают работать на свой формат. На таком сером фоне не могли не выделиться два громких культурных события – юбилей Вячеслава Тихонова и годовщина смерти Пушкина.

80-летие любимого артиста, создавшего целую галерею ярких образов, но (уж чего греха таить) ставшего истинно народным благодаря одной-единственной роли – разведчика без страха и упрека - страна отмечала 8 февраля. ТВ отреагировало на эту дату традиционным образом: все новостные программы подготовили специальные репортажи. Кроме того, были показаны некоторые картины с участием Тихонова и документальный фильм о нем.

Ныне Вячеслав Васильевич живет отшельником, с прессой общается редко и неохотно, посему тележурналисты в своих «датских» материалах об исполнителе роли легендарного Штирлица, в основном, ограничивались перечислением творческих достижений и заслуг актера. А их у Тихонова немало: 50 работ в кино, среди которых – главные роли в «Войне и мире», «Доживем до понедельника» и «Семнадцати мгновениях весны», звания народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. При этом, пожалуй, главным достижением Вячеслава Тихонова можно назвать искреннюю любовь к нему самых разных поколений зрителей, не зависящую от мод и тенденций в кинематографе.

Кинопоказ, приуроченный к юбилею Вячеслава Васильевича, вышел – что и говорить – довольно насыщенным. Почин задал военно-патриотический канал «Звезда», всю неделю, предшествовавшую 8 февраля, «крутивший» культовый сериал «Семнадцать мгновений весны». В день рождения актера канал «Россия» продемонстрировал картину С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (с которой и началась всенародная слава Тихонова), а «ТВЦ» - «Молодую гвардию» (в этом фильме будущий Штирлиц-Исаев снимался еще во время обучения во ВГИКе). На следующий же день «Первый» показал драму «Любовь с привилегиями» (в ней Тихонов сыграл крупного партийного функционера на пенсии), канал «Культура» - один из самых трогательных и интеллигентных советских фильмов «Доживем до понедельника».

Из всех документальных фильмов, показанных в дни празднования юбилея артиста, наиболее интересной оказалась работа журналистов «Первого», названная «В гости к Вячеславу Тихонову». В подмосковном доме актера репортеры действительно побывали, и сам Вячеслав Васильевич был с прессой приветлив и достаточно открыт (насколько только может быть открытым этот немногословный и задумчивый человек), однако примерно половину фильма все же составили съемки десятилетней давности, когда отмечалось семидесятилетие Тихонова. Кроме того, об актере рассказывали его друзья и коллеги – Олег Табаков, Светлана Дружинина и Эльдар Рязанов. Порадовало то, что репортерам «первой кнопки» удалось создать довольно интеллигентную, живую и искреннюю документальную работу, лишенную елейности и лицемерия, которые, как водится, типичны для всяческих юбилейных поделок, а также тяги к чрезмерно усердному копанию в личной жизни артиста и спекуляциям на теме его здоровья.

10 февраля, в день смерти Пушкина, телевидению представился еще один повод вспомнить о высоком. Однако ТВ эту возможность практически упустило, оставив трагическую для русской культуры дату без должного внимания. Удивительно, но даже «Культура» не показала ни одной передачи, так или иначе связанной с личностью Пушкина (мультфильмы «Капитанская дочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», продемонстрированные в рамках вещательного блока детского канала «Бибигон», не в счет). Традиционное памятное собрание на Мойке 12, которое ранее всегда транслировал «Пятый канал», на сей раз было показано каналом «100». Очевидно, «пятерке» после выхода на федеральный уровень, стало не до подробностей культурной жизни Северной столицы. Между тем «сотка» все отчетливее превращается в главный городской канал, дающий более-менее приемлемую панораму жизни Петербурга.

Канал «Россия» в день 171-ой годовщины со дня смерти солнца русской поэзии не нашел ничего оригинальнее, чем поставить в эфир фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Напомним: ровно год назад «Россия» показывала нам ту же самую картину. Судя по всему, качественная трансформация отечественного ТВ (про которую «Фонтанка» писала в новогодних медиаобзорах – тогда мы не без удивления обнаружили, что праздничные шоу «Первого» отныне можно смотреть, не борясь при этом с тошнотой) не сильно затронула «Россию», не желающую отказываться от продукции базарно-площадного толка.

Фильм дочери постановщика «Войны и мира» – выдающийся по своей карикатурности образец лубка, в котором типичная для династии Бондарчуков тяга к тяжеловесному пафосу соединилась с остервенелым и отдающим клиникой патриотизмом. В итоге получается чудная картина: с одной стороны, мы видим китчевого Пушкина-Безрукова, говорящего в фильме текстами своих писем и читающего вслух стихи прямо на Сенатской площади (да еще с бокалом в руке), с другой – становимся свидетелями заговора невидимых врагов Отчизны, в результате которого и гибнет «наше все». Причем «клеветники России», губящие Пушкина – сплошь инородцы и почти что жидомасоны. Тут уже невольно вспоминаешь о том, что супругом Бондарчук является главный ортодокс российского кинематографа Николай Бурляев – большой ревнитель православного благочестия и любитель теорий заговоров. Именно он в свое время поставил более чем одиозный фильм «Лермонтов», в котором еще один гений российской словесности также погибал в неравном противостоянии со светской чернью и врагами России.

На минувших выходных, однако, с экрана звучали не только строки Пушкина и культовые цитаты из «Семнадцати мгновений». Например, в субботу «НТВ» показало довольно любопытный фильм Вадима Такменева «Скачай мою жизнь». Эта работа, вышедшая в рамках документального проекта «Профессия – репортер», рассказывала о захватившей планету моде на выкладывание самопальных видеороликов в интернет. Причем тут, как говорится, и смех и грех. С одной стороны – восхитительные «приколы» убойной силы (например, ролик, в котором не перегруженный излишними знаниями школьник читает в эфире программы «Поле чудес» стишок про зайца, вышедшего на крыльцо, дабы почесать известную часть своего заячьего тела). С другой – страшные видео, запечатлевшие смерть парня, решившего полихачить на машине, или последний прыжок смельчака, сиганувшего в воду с недостроенного моста.

Пользователи Интернета прекрасно знают все подобные ролики, наполняющие популярные видеохостинги. Каждый из обитателей сети наверняка не раз видел и самодельный клип «Guitar», созданный доселе никому неизвестным Петром Наличем, и роскошное видео с массовой дракой на провинциальной свадьбе, и красочный клип с мэром Харькова Михаилом Добкиным. В нем украинский градоначальник пытается записать предвыборное обращение к избирателям, а его невидимый ассистент дает ценные указания, вроде «Миша, давай по новой, все х...ня!».

Появление и развитие сайтов вроде «You Tube» если и не ставит под вопрос дальнейшее существование традиционного ТВ, то уж, как минимум, предоставляет зрителю альтернативные источники видеоинформации. Размещенные в Интернете ролики с различными закулисными курьезами и необычайными зрелищами, которые обычное телевидение никогда не покажет, уже пользуются не меньшим спросом, чем любой прайм-таймовый проект «Первого канала». И ТВ, чувствуя, что модные в коммуникационной среде тенденции проходят мимо, наверняка пойдет на смелые нововведения. Будем надеяться, что смерть в прямом эфире нам не покажут.

Сергей Ильченко-мл.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях