Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество День памяти погибших журналистов

День памяти погибших журналистов

501
vf.ru

Профессия журналиста в России — не опаснее, чем многие другие. На того же врача «Скорой» на вызове может напасть наркоман, а на голову строителя — упасть кирпич на стройке. 11 декабря, в день памяти погибших журналистов, сообщество призывает помнить о них, об их семьях.

Старые слова о том, что наша профессия — одна из самых опасных в стране, вызывают невеселую усмешку. Опасно быть летчиком, шахтером, даже почтальоном — когда пенсии по домам разносят... Надо честно сказать: смерти, связанные с профессией журналиста — это единицы. Это - Анна Политковская.

День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей, был учрежден в далеком 1991-м году по решению Союза журналистов России. Идея была напомнить вам, читатели, какой вклад в развитие общества вносят журналисты. Сегодня многое изменилось: и общество, и СМИ. По мнению многих журналистов, этот день стал едва ли не корпоративным «вечером памяти».

По сведениям Российского союза журналистов, в стране ежегодно погибают от 10 до 20 репортеров. Некоторые убийства журналистов – работников как федеральных, так и региональных СМИ – остаются нераскрытыми долгие годы. К счастью, в нашем городе таких смертей — единицы за десятилетие.

Генеральный директор «Известий», один из организаторов благотворительного кубка «Надежда» (средства от которого идут в адрес семей погибших журналистов) Петр Годлевский:

- Государство по закону не обязано заботиться о семьях погибших журналистов, поэтому о них должны позаботиться коллеги. А для того, чтобы избежать трагедий, профессиональное сообщество должно ввести курс безопасности в вузах, - чтобы объяснить будущим обладателям «ТЭФИ», что ни в коем случае нельзя делать, что можно делать с большой осторожностью. Мы можем добиваться страхования жизни сотрудников СМИ, создания структур безопасности, которые при необходимости могли бы обеспечить неприкосновенность журналиста. Можно было бы создавать в регионах центры экстремальной помощи, в которые при необходимости могли бы обратиться оказавшиеся в беде коллеги.

- И, конечно, важна корпоративная солидарность, - рассуждает главред «Известий». - Да, есть такие материалы, от которых зависят жизни людей, когда журналист идет на оправданный риск (например, сейчас в Италии журналист, написавший книгу о мафии, на базе проведенного им расследования, находится под постоянным надзором полиции). Но я не понимаю необходимости подвергать себя опасности для того, чтобы сфотографировать голую попу какой-нибудь звезды...

Гендиректор АЖУРа, глава Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области Андрей Константинов:

- У нас в Петербурге не так много погибших при исполнении своего долга коллег. Если взять того же Феликса Титова и Максима Шабалина, то они фактически были убиты в Чечне, но числятся как пропавшие без вести. У них даже могил нет, и прийти, положить цветы, некуда. Максим Максимов — мы тоже знаем, что он погиб, но у него тоже нет могилы. Убийцы спрятали тело. Поэтому мне кажется, что не надо, как по команде, вспоминать в специально отведенный для этого день, надо просто не забывать их.

Мне всегда очень не нравилось, когда вокруг темы «погибших журналистов» начинались разные спекуляции. И немножко даже коробит, когда несчастные случаи или случаи бытовой гибели, выдавались за какой-то героизм. Не потому, что мне жалко доброй памяти, а потому, что ложным героизмом можно как раз оскорбить память мертвых. Есть Бог, он все видит. И не нужно впадать в ложную патетику. Лучше всего, как мне кажется, доказать свою память нормальной честной работой. Вот и все. Все остальное - это уже какие-то политические акции. А я считаю, что настоящий журналист, как и настоящий врач, настоящий милиционер, должен отстраненно держаться от политики.

В нашей профессии есть определенная доля риска, но, к моему сожалению, большая часть гибели журналистов связана с тем, что ими самими грубо нарушались элементарные правила безопасности. В том числе, и потому, что сами эти журналисты даже и не знали о таких правилах. О них должны помнить хотя бы главы СМИ, но и тут в России все неблагополучно.

Руководитель центра экстремальной журналистики Олег Панфилов:

- Преступления против журналистов к самой журналистике имеют отношение далеко не всегда. Я конечно, знаю об этом дне, который отмечают каждый год, но стараюсь не иметь к нему никакого отношения. К сожалению в этот день «журналистские начальники» произносят большие цифры, говоря о том, как много убивают журналистов из-за профессиональной деятельности. Я с этим категорически не согласен, потому что мы проводим собственные расследования, занимаемся этим много лет, и видим, что среди насильственных случаев гибели журналистов (а их происходит, в среднем, 25 и более в год) лишь очень редко мы имеем зацепку, чтобы сказать - это смерть за свободу слова. Из последних таких преступлений, кроме Хлебникова и Ани Политковской, пожалуй, никаких и не было. Есть убийства, в которых мы не верим официальной точке зрения — например, я не уверен, так ли все случайно произошло с Иваном Сафроновым. Опасность профессии журналиста сейчас заключается больше в бесправии нашей профессии.

Опасность исходит не только от властей, но и от юридической безграмотности журналистов. А опасность, исходящая от власти, заключается в том, что все чаще против журналистов начинают применять уголовный кодекс. В нем есть несколько статей, по которым журналиста можно наказать — клевета, оскорбление должностного лица, оскорбление судьи и, наконец, те поправки в уголовный кодекс, которые касаются закона об экстремизме — они уже активно применяются. Мы фиксируем невероятный рост количества уголовных дел против журналистов за последние годы — их более 50 в год. Ни в одной другой стране такого нет. За последние три года уже 7 журналистов сидели в тюрьме — один из них, Борис Тамахин, автор сайтов чеченских сепаратистов, сидит до сих пор. Двое были подвергнуты принудительному психиатрическому лечению, один, Андрей Новиков, недавно выпущен. Второй до сих пор в психиатрической лечебнице в Амурской области. И, наконец, самое печальное, что произошло за последние годы, это восстановление традиции советской пропаганды на центральных телеканалах и подавившей большую часть независимой журналистики.

Как-то мой приятель, врач скорой помощи, спросил меня — а знаю ли я, сколько погибает врачей? Больше, чем журналистов. Водителей-дальнобойщиков, я думаю, тоже погибает больше. Так что день памяти журналистов правильный день, их нужно вспоминать, но если мы говорим о свободе слова, то нужно говорить именно о тех журналистах, которые погибли за профессию. Остальных тоже нужно помнить, но как друзей, как коллег.

Петербург — город мирный. Но приведенный ниже список погибших журналистов — не полный:

Иванов Сергей – пропал в Чечне
Титов Феликс – пропал в Чечне
Максим Шабалин – пропал в Чечне
Воловиков Алексей – умер
Поздняков Александр – умер
Александр Иванов - погиб
Труш Олег – погиб в автокатастрофе
Травинский Ян – убит
Сотник Павел — погиб
Драгилев Валерий — погиб
Максим Максимов - пропал без вести

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях