Российской политике не хватает изюминки шоу-бизнеса. Нынешняя предвыборная рекламная кампания больше похожа на «фон», чем на реальный инструмент, - считают эксперты в области PR-технологий. Однако говорить о всех минусах и плюсах надо сейчас: не пригодится в данный момент — пригодится на мартовских выборах.
Судя по предвыборной агитации, все партии нацелены на день сегодняшний, а не на некую перспективу. По мнению генерального продюсера холдинга «Росбалт-Медиа» Игоря Буренкова, Россия уже подходит к тому моменту, когда политическим силам придется отвечать за свои обещания, а они сами не очень уверены в том, что именно они обещают. Возможно, что коммуникативные технологии, которыми пользуются рекламщики на этих выборах, и принесут голоса избирателей, но зачина на будущее они не оставят.
Впрочем, похоже, что избирателей политическая реклама интересует все меньше. Что со звуком смотреть видеоролики, что без — все равно все сливается в единый «фон». Да, глаз привлекают яркие цвета агиток некоторых партий, однако же на содержательную сторону это никоим образом не влияет. Да и различий особых нет — уверена эксперт в области политического PR и рекламы Наталья Свешникова. По ее мнению, большая часть обывателей рассматривает политическую рекламу исключительно с точки зрения развлечения, мол, что нового предложат? А не как источник важной политической информации — как это должно быть. Среди причин низкое качество агитации, не столько ее полиграфии или видео (с этим как раз все весьма неплохо), сколько отсутствия некоего единого образа. Партии, на взгляд избирателей, не имеют коренных различий, борются примерно за одни и те же идеи, хотя и весьма размытые — нет четких отличий, четкого «портрета». Лидеры политических объединений, по мнению Свешниковой, «могут говорить о чем угодно», кроме действительно важных именно в период выборов тем государственности и патриотизма, других волнующих население проблем.
В этом солидарен с ней и Игорь Буренков: «Реклама, оказывается, бывает беспредметной». Нет предмета, нет грамотно оцененной аудитории — нет и результата. И причина вовсе не в отсутствии креатива у партийных рекламистов. Отнюдь. «Рекламщик идет от запроса»: сами политические объединения не знают, чего хотят. А за хороший предвыборный бюджет можно «пропиарить» любую даже самую размытую идею — потому мы и имеем посреди города тысячи одинаковых, безликих плакатов, неотличимых видеороликов. Там, где люди постарались — оказываются непонятные знаки и символы с многообразной трактовкой. Не всем понятен крест и четыре круга, которые, по всей вероятности, должны символизировать развивающуюся дорожную сеть Родины. Инфографика партии власти вообще поражает своей многогранностью: домики, человечки — увлекательная игра под названием «догадайся сам». В измышлениях электорат может дойти до весьма нежелательных для партийцев выводов. Остальные участники предвыборной гонки вообще стараются быть лаконичными — Владимир Вольфович с указующим перстом или просто улыбающаяся Оксана Генриховна.
Не только баннеры и плакаты, оказывается, все меньше привлекают внимание избирателей, даже привычные листовки практически утратили свое значение. По мнению Свешниковой, еще в 2002 году они перестали быть интересными. Возможно, именно «привычность» этого способа распространения в том числе и политической рекламы сыграла с ним злую шутку — принцип «раздать побыстрее» и «взять, чтобы бабушка-агитатор на морозе не стояла», не мотивация для получения необходимой политической информации.
Политиков не стоит превращать в звезд, однако, «человечности» добавить стоит. Не постановочные кадры - депутат с супругой в креслах в окружении многочисленного потомства, а настоящая жизнь. Однако, «семейный» политик — вне российской политической культуры, - уверена Наталья Свешникова. Попытка показать его личную жизнь без «желтизны» может сделать понятным и самого политика, и его партию.
Мнения специалистов сходятся в одном: тенденции, наметившиеся и проявившиеся в предвыборной рекламе, показывают уровень российской рекламы в целом, включая и коммерческую. В стране выросло новое поколение потребителей политического продукта и для них старые методы не годятся. «Новый избиратель» даже порой обижается на то, что его считают «неумным», подсовывая просроченные технологии. Меж тем, исход голосования может существенно изменить историю. Может быть, стоит ввести ответственность политтехнологов за то, что они предлагают избирателю?
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
«Просроченные» политтехнологии
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ