«Архитектура Санкт-Петербурга. Конфликты и противоречия» - так называется выставка, которая по инициативе культурного фонда «Охта» открылась 25 сентября на территории молодого музея «Ниеншанц» - в двух шагах от места строительства «Охта центра». «Мы хотим показать, какие здания ругали и какими восхищались, и как менялось общественное мнение через промежутки времени», - сказала на открытии директор фонда София Каcым.
«Архитектура Санкт-Петербурга. Конфликты и противоречия» - так называется выставка, которая по инициативе фонда «Охта» открылась 25 сентября на территории молодого музея «Ниеншанц» - в двух шагах от места строительства здания «Охта центра».
«Мы сочли, что сейчас это наиболее актуальная в городе тема. Остаться в стороне невозможно. Наша задача не в том, чтобы навязать вам какое-то свое мнение, мы хотели сделать акцент на трудности принятия решения. На том, что каждый раз, когда в Петербурге происходило какое-то серьезное строительство, обязательно существовало две точки зрения. Одна прогрессивная, другая, условно говоря, консервативная. И обе они важны – движение вперед и традиция. Мы хотим показать, какие были конфликты и противоречия, какие здания ругали и какими восхищались, и как менялось общественное мнение через промежутки времени. И то, что сейчас является визитной карточкой Петербурга, далеко не всегда так же воспринималось современниками», - сказала на открытии директор культурного фонда «Охта» София Каcым.
Экспозиция условно разделена на три части. Первая посвящена дореволюционному Петербургу. Зритель может сравнить то, что о каждом «экспонате» выставки пишут в сегодняшних путеводителях, и вырезки, статьи, мнения периода его постройки.
«Как все это ординарно, казенно, в общем расположении. Как все это пошло в отдельных формах. Богато и безвкусно, – приходит в голову каждому зрителю. В соборе Святого Исаакия посетитель будет как в тесном подвале», - это высказывание архитектора Стасова о многострадальном Исаакиевском соборе Монферрана. Или «Зачем эта мрачная масса в нашем мрачном климате… Белый, с золотыми маковками букет к небесам был бы лучше». Это тоже о Исаакиевском. Только уже художник – Карл Брюллов. В экспозиции можно увидеть карикатуру из дореволюционной газеты – Монферран, на голову которого давит его же собор. А у подножия «подавленные» змеи-критики. Еще одно привычное для тех лет сравнение Исаакия – с большой чернильницей. Кстати, и Александрийская колонна особенных восторгов у современников Монферрана не вызывала.
«От Елисеевских чертогов стали снимать леса… И тут-то пред очами петербуржцев предстал во всем блеске московский купец-толстосум. Богато, вычурно, претенциозно, и… непонятно. Не то дачный особняк, не то кондитерское произведение – только в громадном масштабе. Не дом, а каменный Пуд Пудыч, не знающий куда деваться со своими миллионами», - это газета «Петербургскiй Листокъ» о Елисеевском магазине, как не сложно догадаться.
Ничуть не лучше принимали, как можно убедиться на выставке, Дом Зингера, Гостиный Двор и другие строения, считающиеся сейчас петербургской классикой.
Второй цикл выставки посвящен Ленинграду и иллюстрирует, с каким энтузиазмом общественное мнение принимало решения, кажущиеся сейчас весьма спорными, если не сказать больше. Зритель может почитать советские газеты, с энтузиазмом встречающие снос Храма Дмитрия Солунского, Церкви Знамения Божией Матери, Церкви Успения и других. «Наконец-то в Ленинграде появляется интересная современная архитектура», - это писали газеты о появившихся вместо храмов вестибюлях метро «Площадь Восстания» и «Сенная».
Разве что Бродский написал знаменитые строки о БКЗ «Октябрьский»: «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен: это - храм,
и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры». Но кто тогда был Бродский? Отщепенец.
И, наконец, третья часть выставки. Она представляет собой своебразный «паззл» из кусочков современной архитектуры, который пока никак не складывается в единую картинку. «Сейчас наш город только начинается строиться, только формируется то, что будут называть через десятки лет архитектурой 21-го века», - объясняет София Каcым.
Создатели выставки настаивают на том, что не навязывают свое мнение посетителю, а просто призывают его к размышлению. Но на самом деле вывод из их подборки, конечно же, очевиден. Большое видится на расстоянии, и далеко не все, что общественное мнение встречает в штыки, оказывается злом (равно как и наоборот) – такой, как это принято говорить сейчас, «месседж» передается гостям.
«Это очень полезная выставка, в том, что она провоцирует дискуссию по одной из самых важных сегодня тем, - сказала корреспонденту «Фонтанки» консул Финляндии в Петербурге Леэна Лиски, ставшая одним из первых посетителей экспозиции. - Проблема пересечения интересов бизнеса и сохранения наследия стоит и в Хельсинки, и у нас в обществе постоянно идет дискуссия о том, какой именно путь в её решении правильный. Прекрасно, что такая дискуссия начинается и в Петербурге – без общественного обсуждения решения быть не может».
Михаил Гончаров,
фото Валентина Илюшина
Фонтанка.ру