С актером Ильей Олейниковым мы встретились за пару дней до его 60-летия. Он собирался в Белоруссию и душой был уже там – в Минске идет интенсивная подготовка к премьере его мюзикла «Пророк».
Вы держите себя в форме и занимаетесь спортом. Как успехи?
- Четыре года я хожу в тренажерный зал. Но сейчас у меня перерыв месяца два.
У спортсменов разве бывают перерывы?
- Я себе сделал. Это не легкая атлетика и не штанга. Перерыв возник совершенно неожиданно, так, расхотелось на какое-то время. Вернуться в зал думаю через месяц.
Весь мир бросает курить. Авы все дымите?
- Я бы не сказал, что весь мир. Многие все равно курят.
Понимаю, остальные нам не указ. Но все-таки почему в России так тяжело отвыкают от никотина?
- В России все тяжело идет. Когда в той же Америке начинает внедряться какой-то закон, он действительно внедряется. Если им запретили курить практически везде, то им легче не курить, чем курить. А у нас приняли закон, что на улице пиво пить нельзя, и что? Как тянули из баночек, так и тянут. Мобильным телефоном тоже нельзя пользоваться в машине. И много вы знаете тех, кто не пользуется? Еще нельзя ездить с незастегнутыми ремнями. Все едут незастегнутые.
Что же делать?
- Продолжать принимать законы.
Вы весь такой успешный. В Москву от нас не уедете?
- Нет, не собираюсь. Я понимаю, что есть в России город, с которым надо быть в контакте, если хочешь, чтобы в жизни что-то получалось. Москва – это паровоз, и люди там прагматичны, это усугубляется с каждым годом. У питерцев другая ментальность – они мягче, добрее, менее суетливы, более человечны. И вообще это два разных народа. Нация одна, а народа - два.
Ну вот и славно. Тогда подведем итоги к юбилею?
- Какие итоги?! Не хочу ничего подводить! Я не смотрю на цифру как на конечный результат.
Каждый человек возводит свою пирамиду жизненных приоритетов, успехов. С чего бы строительство начали вы?
- Я ее уже выстроил.
Из чего сложен фундамент?
- Я состоялся как актер. И я понимал, что должен каким-то образом попасть на ТВ, поскольку ТВ является единственным средством массовой информации, которое даже ничтожество превращает в нечто знаковое. И таких случаев большинство. Но бывает, что вполне заслуженно на ТВ попадают и талантливые люди.
Это вы про себя?
- Естественно. Когда мы встретились с Юрой Стояновым, который до встречи со мной тоже в основном занимался тем, что лежал на диване и грезил, как Обломов, о прекрасном будущем, о создании чудесных деревень с крестьянками, наше обоюдное желание перевернуть мир помогло нам сделать передачу «Городок». И нам за нее не стыдно, потому что это качественный продукт – бывает хуже, бывает лучше, но она всегда отлична от любой другой программы в этом жанре. Она всегда профессионально сделана, снята, сыграна. Хотелось бы, чтобы каждая наша история заканчивалась какой-то репризой, шуткой, которая вызывала бы смех. Но это происходит, к сожалению, не всегда. Этому есть объяснение – определенная авторская усталость. Нельзя 10 лет подряд, в течение которых наши авторы с нами работают, выдавать исключительно перлы, поэтому что-то получается хуже, что-то лучше. Но всегда видно – в каждую передачу вложено много любви и труда. «Городок» - основание нашей пирамиды.
Со дня основания прошло 15 лет…
- И стало понятно, что хотелось бы испытать себя и в других проектах, например в театре. Поэтому я и Юра попробовали себя в антрепризе. Там выходишь на живой зал, не прикрытый ни монтажом, ни камерой, ни операторским ракурсом. И сразу понятно, стоишь ты чего-то или ты некая единица, которая преподносит себя как нечто значимое, а на деле, если близко с ней познакомиться и разглядеть ее поближе, выясняется, что это пшик. Театр в этом смысле - та площадка, на которой сразу все видно.
Результатом довольны?
- Безумно доволен. Я сейчас занят в спектакле «Месье Амедей». Это французская комедия, комедия положений. В первом акте я абсолютно сутулый старикашка, бывший учитель французского языка на пенсии. Волею судеб с ним происходит метаморфоза – его принимают за крупного мафиози, более того, его дом превращается в своеобразный притон для проституток, куда они приводят своих клиентов. И во втором акте перед нами предстает совсем другой человек – в белом костюме, в белой шляпе, с сигарой, ничего общего со стариком из первого акта не имеющий. Правда, в конце он возвращается в прошлую жизнь, потому что понимает - это все не его, это всего лишь игра. Роль очень сложная. Когда начинаешь репетировать эту на первый взгляд такую смешную пьесу, обнаруживаешь такое количество подводных течений, что ее очень трудно донести до зрителя в том виде, в каком она написана. И с режиссером Наташей Леоновой мы нашли в ней нечто такое, чего этот француз, автор, наверное, и не писал, потому что у него просто гротесковая комедия. А мы нашли лирические моменты, чеховские кусочки, там финал достаточно грустный.
Как приняли спектакль?
- Мы сыграли его два раза в Петербурге, потом поехали в Москву. Те, кто пришел в театр Вахтангова, чтобы посмотреть, как я облажаюсь, этого не увидели. Произошло обратное. И было так приятно! Мы стояли на сцене, а зал бисировал восемь минут. Восемь! Сейчас играем эту пьесу раз-два в месяц. И это такая отдушина! И чем больше играем, тем более этот текст прирастает к тебе, становится твоим. Ты словно ничего не играешь, а просто начинаешь жить, превращаешься в своего персонажа, и его слова абсолютно органично изливаются из тебя. Такое своеобразное сумасшествие, когда ты существуешь в двух ипостасях – герои, которых я изображаю, и я, который слежу за собой со стороны.
Все так гладко?
- Трудности были. Я закончил эстрадно-цирковое училище и всегда работал на эстраде. Колоссальной школой для меня стал «Городок» - он дал и телевизионный опыт, и актерский. Но приемы игры на ТВ и в театре совершенно разные. На телевидении есть микрофон, и ты можешь работать на полутонах. В театре это не прохилирует. На сцене полутона надо уметь подавать, надо играть широко и в то же время не наигрывать. И вот это было для меня самым трудным – ломание себя, чтобы научится говорить громко и при этом органично. Ну, как-то я научился. А Юра сделал спектакль «Перезагрузка». Я, к сожалению, его не видел, но уверен, что играет он очень хорошо, потому что плохо он физиологически играть не может. Вот это свежий пласт в пирамиде, которую мы строим.
Как оцениваете работу в кино?
- Снялся в десятке фильмов. В смешной комедии «Колхоз Интертейнмент» сыграл сценариста. По сюжету - начало перестройки, один колхоз получает деньги на культуру от обкома партии. Председателя вызывают в обком: «Не потратишь деньги - на следующий год не получишь ни копейки!» Председатель решает, что силами колхоза надо срочно снять художественный фильм. Нашли мальчика, который когда-то не поступил во ВГИК. Он ходит с книжкой Эйзенштейна «Как снимать кино» и велит искать сценариста. Его находят - это спившийся интеллигент, алкоголик с литературными задатками, который когда-то приезжал читать лекции о литературе. Очень необычная вышла картина.
«Испанский вояж Степаныча», я считаю, не очень получился, это немного искусственная пристежка к «Тайскому вояжу», а «Тайский», по-моему, приличная картина. Помните сюжет? История, кстати говоря, немножко смахивающая на «Амедея». Простой мужик из глубинки волею судеб попадает за границу и узнает, что есть совершенно другая жизнь, и в нем тоже происходит внутренняя трансформация. Мне было очень интересно играть абсолютно русский характер, почти шукшинский. Особенно учитывая, что у меня пятая графа никакого отношения к этому не имеет. Я еврей по папе, по маме, по бабушке, по дедушке.
Для актера, по-вашему, национальность важна?
- Но есть же такое понятие, как природа, гены! Я, конечно, живу в России, я здесь воспитывался, но гены есть гены, и мне легко сыграть еврея, причем не просто еврея, а целую их плеяду. А тут мне Максим Воронков предложил роль русопятого человека. Было очень интересно. И у меня получилось! Мне было приятно смотреть на экран, я сам себе верил. Ну а Юрка недавно снялся у Никиты Михалкова в фильме «Двенадцать разгневанных мужчин». Я считаю, что любая роль, сыгранная у этого режиссера, - счастье. И думаю, когда этот фильм выйдет на экраны, кинематографическая судьба Юры будет набирать серьезные обороты.
Конкурентами не становитесь?
- У нас с Юркой есть замечательная черта. Несмотря на то что мы абсолютные антиподы и достаточно нервно относимся друг к другу, для нас очень важно, чтобы проекты «на стороне» каждого из нас прошли успешно. Я всегда рад за Юрку, когда он удачно снимается, а он, в свою очередь, рад за меня.
Вместе, кроме «Городка», сниматься пробовали?
- Был ужасающий случай, когда один известный режиссер, снявший в свое время много очень хороших фильмов, пригласил нас сниматься вдвоем. Сценарий был ужасающий. Я сниматься не хотел, а режиссер говорит: «Илья, если бы вы прочитали сценарий «Трех мушкетеров», вы бы тоже ужаснулись. Однако какая замечательная получилась картина!» Вот этим нас и купили. Правда, роли, которые мы должны были играть, - это как раз тот случай, когда это точно не наши роли. И потом мы вдвоем в одной картине – это сразу ощущение «Городка». В итоге все было плохо - и как мы сыграли, и сама картина, и сценарий. И я, который знал, что там происходит, не понял в результате ничего, когда посмотрел этот фильм. Я с ужасом подумал, что его покажут по телевизору и вся страна увидит, что король голый. Но его показали на Рен-ТВ в полпервого ночи, и поэтому его посмотрело мизерное количество народа.
И вы выбросили этот фильм из своей биографии?
- К сожалению, он все же был.
Тогда вернемся к приятному. Вы же еще и писатель?
- Моя книга скоро выйдет. Мне захотелось получить большую толстую книгу. И я дописал свою «Жизнь как песТню», и теперь она называется «Жизнь как песТня, или Все через Жё».
Через что?
- А все через Жё, потому что вся моя жизнь соответствует этой фразе. Все - вопреки. Но больше я писать не буду. Эта страница в моей жизни перевернута раз и навсегда.
Открывается музыкальная?
- Именно! И думаю, она будет не одна. Сначала я сочинял песни, потом написал музыку к двум фильмам и спектаклю «Месье Амедей». Ну и, как вы знаете, несколько лет писал эпопею под названием «Пророк». Переписывалась она несколько раз, и порой казалось, что все это безвыходно, что мы делаем это для себя, что это ни во что не выльется. Но прошло время. Вернее, пришло время, и нашелся человек, который завелся от этой истории. Это польский режиссер Януш Юзефович. Он ставит «Пророка». Он придумал какие-то фантастические номера! Он хочет сделать нечто.
Мой мюзикл был оркестрован на компьютере. Януш сказал, что все разнородно, надо делать по-другому, что нужен живой звук. Послушал мюзикл и другой Януш, по фамилии Стоклоса, самый известный польский композитор, написавший знаменитый мюзикл «Метро». И он сказал: «Мне очень нравится. Будем писать с польским оркестром радио и телевидения». Но для этого надо было переписать все оркестровки! И за полтора месяца три потрясающих польских музыканта, работая сутки напролет, все перелопатили, переписали 23 музыкальных номера, на бумаге, от руки. И записали это с оркестром в 80 человек. Это гигантская работа! Когда я прослушал, то просто обалдел. Януш все время гладил меня по голове. Он сказал: «Ты написал гениальную музыку. Это музыка мирового класса». И… поцеловал мне руку. Я говорю: «Ты совсем сошел с ума!» Он говорит: «Когда мы закончили писать с оркестром, они сказали мне: «Януш, ты написал, как никогда, хорошо». Януш сказал, что это не он написал.
Моцарта и Сальери из вас не получилось?
- Януш – очень хороший музыкант, и человек он амбициозный, но он сумел в себе это забить. Если бы он имел сальериевские замашки, он мог отнестись формально, мог сделать лабуду, убить музыку. А он работал от чистого сердца, трудился на результат. Это потрясающий мужик, внутренне очень чистый. Он сказал: «Ты написал такую музыку, что я тебе даже не завидую».
И о чем же ваш «Пророк»?
- О любви, жизни и смерти.
Ужели философский трактат?
- История философская, да. Но задачи покорять мир философскими сентенциями не было. Хотелось создать очень яркое музыкальное зрелище с хорошим сюжетом. Философия не будет дидактической, не будет превалировать. Люди будут в первую очередь следить за сюжетом и слушать музыку.
Главная идея трактата?
- Надо просто жить. Жизнь сама по себе – это благо. Это подарок.
Чего еще душа просит?
- Сейчас хочу только, чтобы мюзикл состоялся.
Чем собираетесь дальше нас потрясать?
- Что еще сделаю – сие неведомо. Но на диване точно лежать не буду. Буду стремиться, как говорят, расширять свою палитру как можно шире.
Тогда напоследок вопрос профессиональному философу - что человеку нужно для счастья?
- Спокойствие. Внутреннее спокойствие. Пойдем слушать «Пророка»! В России такого еще не было.
Беседовала
Инга Земзаре
Полностью материал можно будет прочитать в газете "Ваш тайный советник" от 6 августа