В КГИОП приняли «трудное решение», как назвала Вера Дементьева. Построенный в 19 веке на Церковной улице города Царское Село дом Вуича, также известный как дом, в котором Алексей Толстой прожил 8 лет и написал вторую часть “Петра I” и «Буратино», больше не памятник. Он находился в списке выявленных объектов культурного наследия, но на совете эксперты решили, что сохранять больше нечего.
В петербургском комитете по охране памятников 24 мая приняли «трудное решение», как назвала его глава КГИОП Вера Дементьева. Построенный в 19 веке на Церковной улице города Царское Село дом Вуича, также известный как дом, в котором Алексей Толстой прожил 8 лет и написал вторую часть “Петра I” и «Буратино», больше не памятник. Он находился в списке выявленных объектов культурного наследия, но на сегодняшнем совете по сохранению культурного наследия со второго раза восемью голосами против шести принято решение – сохранять в этом доме больше нечего.
Вместо объекта культурного наследия по адресу Церковная, 6 отныне находится лишь «памятное место». Как именно увековечить память места, будет решаться позже. «Это значит, что через две недели дом будет снесен, и на его месте построят что-то новое. Ну а потом приколотят табличку: “когда-то тут находился дом, в котором жил Толстой”, - сказал сопредседатель петербургского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александр Марголис, пытавшийся «отбить» атаку на памятник.
«Мы попали в трудную ситуацию. Есть три экспертизы, результаты которых совершенно расходятся», - сказала Вера Дементьева в начале заседания. Заключения, действительно, были совершенно разные. Ту, что поставила крест на доме Вуича-Толстого, заказало ЗАО «Ракурс», занимающееся застройкой Пушкина. Церковная, 6 как раз находится в облагороженном этой фирмой районе (правда, в адрес этой фирмы периодически звучат обвинения в превращении Пушкина в «каменные джунгли»).
Тофик Гасанов, генеральный директор «Ракурса», представил следующие результаты экспертизы – во время войны дом Вуича был практически разрушен, и от того 2-х этажного деревянного здания, в котором писал и встречал гостей Алексей Толстой, остался лишь фундамент и несколько внутренних стен – примерно 20 процентов. Охранять нечего, эксплуатировать нельзя, нужно сносить. В качестве доказательства был зачитан акт 51-го года, в котором приводились эти цифры.
«Если использовать вашу логику, то в Михайловском, Спасском-Лутовиново и прочих подобных местах тоже нечего охранять – там почти ничего подлинного не сохранилось», - заметил Александр Марголис.
Оппоненты «Ракурса» согласились, что перепланировки действительно производились, но привели совсем другие цифры. Причем из того же акта. Привели воспоминания поэта Всеволода Рождественоского о том, что происходило в этом доме, и кого только не было в гостях у Алексея Толстова - фантаст Александр Беляев, художник Петров-Водкин, композитор Шостакович (сюда он привозил Толстому послушать свою 5-ю симфонию). Отметили, что необходима экспертиза, которая могла датировать сохранившиеся стены.
Однако Вера Дементьева заявила, что и так знает, что покажет эта экспертиза (жучков и тараканов), и поставила вопрос на голосование. С первого раза вышла ничья - 6 - «за», 6 – «против», трое воздержались. После напоминания о том, что доказывать ценность объекта и объяснять, что именно охраняется, скорее всего, придется в суде, и призыва «не поддаваться инсинуациям», вопрос был поставлен на голосование во второй раз – на этот раз счет оказался 8-6 в пользу «Ракурса».
«В конце концов, Церковная улица - это охранная зона, и у КГИОП остаются все рычаги, для того, чтобы контролировать строителей, и то, что появится на памятном месте», - успокоила Вера Дементьева собравшихся. Почему-то кажется, что на нем появится не литературный музей, о создании которого просили КГИОП пушкинцы.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру