В музее обороны и блокады Ленинграда «Первый канал» представил жителям и защитникам блокадного города свой новый сериал «Ленинград». Четырехсерийный фильм Александра Буравского выйдет в эфир с 19 февраля (после программы «Время»). На премьере, кроме ветеранов-блокадников, продюсеров канала Джаника Файзиева и Анатолия Максимова, актерского состава во главе с Михаилом Ефремовым и Александром Половцевым, побывала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Валентина Ивановна уже видела фильм в прошлую пятницу, когда Александр Буравский представил полнометражную версию картины. Однако, как выяснилось, телесериал - совсем другая картина. И дело не только в техническом отличии жанров большого и телекино. «Мы постарались сочетать два взгляда на войну. Для того, чтобы получить тот бюджет, который у нас есть, над фильмом работали иностранные сопродюсеры, которые ориентировали его для зарубежной аудитории. Поэтому в картине играют довольно известные иностранные актеры. Но нашей задачей ни в коем случае не было показать войну глазами иностранцев – мы хотели показать её своими собственными глазами. Просто иностранный ракурс больше представлен в киноверсии, но наш внутренний взгляд - в телевизионной четырехсерийной версии. В этом смысле фильмы дополняют друг друга. Нельзя сказать, что у фильмов разный сюжет, но очень многие сцены не пересекаются – фактически это два разных фильма, которые делались с разными целями. Но нигде нет конвертации нашего страдания в их деньги», - заявил продюсер «Первого канала» Анатолий Максимов.
Интернациональными были и источники, которыми пользовался режиссер. «Много пришлось перерыть, но двумя главными произведениями были «Блокадная книга» Гранина и Адамовича, изданная в 70-е годы. Это потрясающий человеческий дневник! И книга англичанина, корреспондента «Нью-Йорк Таймс» Гаррисона Солсбери - «900 дней блокады». Именно с его легкой руки говорят о 900 днях блокады, - на самом деле их было 882. Это самый большой труд из тех, что я видел прежде. Я читал много дневников, и когда читал, я, взрослый мужчина, плакал и не мог остановиться. 13-летний мальчишка пишет как Достоевский. Дети очень быстро взрослели», - рассказывал режиссер Александр Буравский.
Внимательный зритель заметил еще одно отличие двух картин – в телесериал не вошли самые тяжелые и жестокие сцены из «экспортной» версии. Говорят, что съемочная группа была не слишком довольна таким решением продюсеров «Первого». «Действительно, в телесериале меньше уровень графического насилия. Это связано с тем, что телевидение - своеобразный ядерный реактор, работающий без защиты. В зал, по крайней мере, зритель может не прийти. С телевизором, работающим как фон, у него такого выбора нет. Все эффекты жестокости, которые несет в себе война, мы «прибрали» в телеверсии», - объяснил нашему корреспонденту Максимов.
Сюжет фильма «Ленинград» начинается в октябре 1941 года. Город уже в блокаде. С неба безостановочно падают бомбы. Немецкие войска остановлены на подступах к Ленинграду, но Гитлер уверен – через некоторое время его армия спокойно войдет в вымерший от голода город. Суточная норма хлеба все снижается и снижается. По Ладоге уже не пройти, но еще и не проплыть. Но есть где-то в Петергофе ученый гидрограф Василий Краузе. Он является большим знатоком Ладоги, но советская власть в довоенные годы объявила его лжеученым. Только он знает, где под тонкой корочкой льда на Ладожском Озере проходит коса, по которой уже можно было бы везти еду в Ленинград. Найти его должен старший майор госбезопасности Малинин. Эти поиски затрагивают судьбы обычных людей – юной милиционерши Нины Цветковой, случайно застрявшей в Ленинграде английской журналистки Кейт Дэвис, примадонны оперетты Анастасии Воздвиженской.
Перед премьерой съемочной группе устроили экскурсию по музею. Проводила её лично заведующая научной частью музея Ирина Точилкина. Не все петербургские актеры проявили интерес к её рассказу. Александр Половцев и Александр Баширов гуляли по музею блокады самостоятельно. Скорей всего, они уже здесь не в первый раз. А вот москвичи и молодая петербургская актриса Ольга Сутулова (исполняет одну из главных ролей – Нины Цветковой) слушали внимательно. Им рассказали не только об ужасах блокадного города (завершив рассказ словами «вот об этом вы и сняли фильм»), но и об истории самого музея. Хотя музей обороны и блокады Ленинграда один из самых молодых в городе (открылся в 1989 году), но его история начинается в 1943 году. Только вот в 49-м, после так называемого «Ленинградского дела», большую часть собранных народом экспонатов сложили во дворе музея и сожгли на трех больших кострах.
После экскурсии у молодой московской актрисы Алены Стебуновой возникли неожиданные ассоциации. «Я когда зашла сюда, у меня такое странное чувство возникло… слезы душат, какой-то внутренний холод. Я никак не могла понять, где я все это уже испытывала. А потом вспомнила о великой трагедии … я была в бесланской школе. Туда заходишь, и у тебя непроизвольно текут слезы. Такая перекличка двух больших трагедий из 20-го века и 21-го», - сбивчиво и эмоционально, действительно со слезами на глазах говорила Алена.
Нельзя сказать, что трепет чувствовался в голосах всех выступающих. Молодой актер Павел Деревянко рассказал собравшимся блокадниками о том, как трудно ему было в течение трех лет съемок сохранять прическу своего персонажа из фильма. И поблагодарил режиссера и продюсеров, что бытовых проблем испытывать не пришлось. Скандальный петербургский актер и режиссер Александр Баширов (у него в фильме достаточно неприятная роль) вспомнил, как сам попал под бомбежки, снимая фильм «Белград, Белград!» об агрессии НАТО в Югославии. «Это было удивительное ощущение – сочетание грома и землетрясения. Я в страхе сел на корточки и думал про себя – что я тут делаю? Потом как-то привык, может быть, генетический опыт помог?”
«У меня в голове по поводу трагических дней блокады держится одна мысль. В исторических трудах, в газетах часто пишут, что последняя ведьма была сожжена в Испании в 1830 году. Мол, видите, как далеко протянуло свои щупальца средневековье. Мне кажется, что блокада – это средневековая страница 20-го века. Ужасней ничего в 20-м и 21-м веке не было и не будет. Мы, артисты, привыкли смеяться и шутить, но тут ничего смешного нет. Комок в горле стоит, когда все это смотришь. У меня в семье предки с Волги, но хотелось бы, чтобы память об этих событиях сохранилась и у моих внуков», - признался Михаил Ефремов.
«Многие говорят, что молодежь такая-сякая, но работа над этим проектом показала, что мы не железные, у нас тоже есть сердца. Мы снимали фильм со слезами на глазах, и, не пережив все эти страшные дни, продолжаем их помнить. И снимали его для того, чтобы помнили и наши дети. Может быть, тут что-то не так, но мы старались от всей души», - сказал блокадникам Александр Половцев.
Подготовились к съемкам даже зарубежные актеры, правда, весьма специфическим образом. Исполнительница второй главной роли в картине, роли английской журналистки, оскароносная Мира Сорвино вышла из самолета с большим томом под мышкой. На книге красовалась надпись – «История битвы за Сталинград». Впрочем, желание уже похвально.
Самые большие опасения перед просмотром были, конечно же (последние фильмы о войне дают поводы для беспокойства), в искренности получившегося. В итоге показалось, что актеры слишком эмоциональны для замученных голодом жителей блокадного города, да и по комплекции некоторые не совсем похожи. «У меня тоже были сомнения – я человек, прямо скажем, не худой. А где-то даже толстый. Но режиссер упокоил – сказал: «Ты мент, у вас было котловое питание», - рассказал Ефремов. «Вы видели только первую серию, а это только начало блокады. Дальше и эмоций будет меньше, и актеры будут выглядеть похуже», - успокоил продюсер картины Джаник Файзиев (автор «Турецкого гамбита»).
«Мы все помним замечательный фильм, который был снят в 1973 году режиссером Михаилом Ершовым по одноименному роману Александра Чаковского. С тех пор не было ни одной полноценной киноленты о блокаде Ленинграда. И очень важно, что первая такая кинолента появилась в современной России. Могут быть разные мнения, разные взгляды, но фильм ценен тем, что дает объединенный образ Ленинграда того периода. Образ города-воина, города-бойца, где через судьбы людей были показаны эти страшные и трагические дни. Мы помним тех людей, защищавших наш город. Мы помним ополченцев, жителей блокадного Ленинграда, пайку блокадного хлеба. И до сих пор невозможно понять, откуда люди брали силы и мужество не просто выживать, а бороться, отстаивать город и не пустить врага на священную ленинградскую землю» - сказала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Но самым главным камертоном является реакция самих блокадников на увиденное. Собравшиеся в музее бабушки и дедушки актеров поблагодарили и похлопали. «Конечно же, недочеты есть, всякие мелочи напутаны, но, в общем и целом, очень похоже на правду. Особенно в том, как показаны отношения между людьми», - сказала корреспонденту «Фонтанки» одна из блокадниц, и призналась, что теперь придется пить валерьянку, потому что разбередили раны. Кстати, на презентации киноверсии (которая пока не пойдет в российский прокат) реакция была, мягко говоря, менее положительная. Возможно, тот вариант, действительно, сделан под запад.
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру
Ленинград. Город живых
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ