Сегодня Госдума приняла поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», главная из которых - сохранение льготных коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без аварий. Уже через три часа питерские страховщики заявили: новшество повлечет дополнительные трудности и для автомобилистов, и для страховых компаний.
По законодательству при смене автомобиля вся страховая история автовладельца ранее начиналась с нуля. Теперь же страховые компании будут обязаны учитывать страховую историю водителя, поэтому тем, кто регулярно попадает в ДТП, при заключении договора ОСАГО придется платить повышающий коэффициент, тогда как за безаварийную езду вводятся понижающие коэффициенты.
Наиболее важно в новом законе то, что теперь учет повышающих и понижающих коэффициентов будет вестись по всем лицам, указанным в договоре с ОСАГО на протяжении всей их страховой истории и вне зависимости от использования конкретного транспортного средства, в том числе и при смене автомобиля. По мнению самих депутатов Думы, внесенные поправки должны восстановить права законопослушных водителей, которые отныне смогут ежегодно получать пятипроцентную скидку при оформлении договора.
Однако, как заверяют страховщики, поправки приведут лишь к увеличению путаницы при оформлении документов.
Действительно, несмотря на то, что средний возраст автопарка в нашей стране значительно превышает 10 лет, мало кто ездит на одной и той же машине все эти годы, и потеря накопленных бонусов за безаварийную езду при смене автомобиля несправедлива, - заметил начальник управления ОСАГО СК «Русский мир» Андрей Знаменский. Вместе с тем, наши депутаты, вместо того чтобы пойти по более простому пути, избрали наиболее сложный.
Во всех странах Европы повышающие и понижающие коэффициенты (система бонус-малус) применяется к страховому контракту, фактически к страхователю. Меняет страхователь автомобиль – просто вносит изменения в свой страховой контракт, ему выдают новый полис и все накопленные скидки сохраняются. По оценке директора по развитию имущественных видов страхования «АСК-Петербург» Юрия Берхмана, список лиц, допущенных к управлению в полисе ОСАГО - это чисто российское изобретение. Такая практика стала применяться для того, чтобы сделать полис дешевле, но дешевле - не значит удобнее.
Теперь учет аварийности должен вести по каждому водителю, то есть все ДТП, которые совершал водитель на любой машине, повысят стоимость ОСАГО и для него лично, и на машину, где этот водитель допущен к управлению. Для примера, лично я записан в полисах ОСАГО по семи автомобилям и теперь, если я совершу аварию, страховая компания получит возможность повысить тариф сразу по семи договорам. Но ведь этот абсурд! Выходом могло бы стать введение полисов для каждого водителя, но этого нет», - считает Берхман.
Выходом, по мнению бизнесменов от ОСАГО, могло бы стать создание единой информационной базы данных по страховым случаям. В этом случае новые поправки могли бы работать, однако раньше 2007 года такой банк данных не начнет формироваться, а сама база появится еще позже. Поэтому закон об «автогражданке» еще не раз будет дорабатываться, и наших водителей ждет еще много изменений, прежде чем система страхования по ОСАГО наконец то стабилизируется.
Антон Канарейкин
Фонтанка.ру