Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Кто был первой Соней?

Кто был первой Соней?

148

В ближайшее время в России может появиться новый вид «бизнеса» – придумывание названий и введение их в оборот. Кто первый назвал лавку словом Sony (или Ford) – тот и владелец. Даже если зарегистрирован товарный знак.

Проект IV Гражданского кодекса РФ, реформирующий всю системы охраны интеллектуальной собственности, уже принят Госдумой РФ в первом чтении. «Фонтанка» уже писала об одной из его новаций – запрете на использование названий субъектов Федерации (Петербург, Москва и т.д.) в фирменных наименованиях юридических лиц. Еще большие трудности может принести введение системы охраны «коммерческих обозначений». Но она же спасет от недобросовестной конкуренции издателей газет и журналов, справочников, книг, владельцев сайтов, шоу, кинокомпании и т.д.

В начале было слово

В отличие от фирменного наименования «коммерческое обозначение» должно индивидуализировать не юридическое лицо, а конкретное физическое предприятие – магазин, ресторан, фабрику и т.п. – как производственную единицу. То есть это слово, логотип, иное изображение, используемое в качестве вывески, марки, на бланках или т.п. Коммерческие обозначения не требуют регистрации и не подлежат включению в единый государственный реестр. Права на них возникают в силу начала использования – повесил щит со словом – оно твое. Процедура доказывания «первенства» в законопроекте не прописана (то есть это будет решаться судьей на основе свидетельских показаний или иных подтверждений).

А если конкурент уже зарегистрировал товарный знак? Или существует еще третья компания с таким же названием? Согласно законопроекту, прав будет всегда первый. Нельзя использовать коммерческие обозначения, если схожий товарный знак уже кто-то зарегистрировал раньше. Равно как можно требовать того, чтобы запретили использование зарегистрированного по закону товарного знака, если права на коммерческое обозначение возникли раньше. То есть можно также на основе нового закона пустить по миру ту же SONY, если какая-нибудь тетя Соня из деревни Гадюкино докажет, что именно она в 70-х годах под собственным именем стала первой продавать собранные мужем ламповые радиоприемники.

Законопроект частично ограничивает возможности присваивания коммерческих обозначений – у каждого предприятия оно может быть только одно. Или можно обозначить одной маркой группу предприятий вне зависимости от их собственников (например, сеть магазинов, кафе или т.п.). Скорее всего, так будет целесообразно работать компаниям-франчайзи. Но продавать или иным образом передавать обозначение нельзя – только вместе со всем предприятием. Причем, продав одно кафе, владелец сети лишается права использовать разрекламированный бренд.

Добросовестный издатель

Законопроект, разработанный под руководством Вениамина Яковлева, советника президента России, экс-председателя Высшего Арбитражного суда РФ, защитит компании, которые в силу разных причин не могут зарегистрировать товарный знак или иным образом защитить марку. «Права на коммерческое обозначение содержатся в законодательстве ряда иностранных государств и основаны на международно-правовых актах, в частности на директивах Европейского союза», – мотивирует предлагаемую новацию Вениамин Яковлев.

Это касается, в частности, издателей справочников – «Весь Петербург», «Лучшее в Санкт-Петербурге» и т.д. Товарный знак «Весь Петербург» еще в начале 90-х был зарегистрирован малоизвестной фирмой в Петродворце. После конфликта между его издателями патентное ведомство полностью аннулировало регистрацию товарного знака, то есть теперь широко известный справочник может выпускать любой желающий. Равно как и собирать рекламу в издание под таким брендом, а потом честно его издать (тиражом эдак 100 экземпляров).

В такую ситуацию уже попало издательство «Телинфо», с 1994 года выпускающее справочник «Лучшее в Санкт-Петербурге». Некая питерская фирма «Арселен» выпустила справочник-двойник. Руководство «Телинфо» однозначно расценило присвоение имени издания как недобросовестную конкуренцию, имеющую целью «повышение имиджа неизвестного и низкокачественного издания». Но подавать в суд у легитимного издателя прав нет, так как товарный знак зарегистрирован не как спорное словосочетание, а как изображение обложки выпущенного несколько лет назад издания. Причем все словесные обозначения в этом знаке являются неохраняемыми элементами. Издательство обратилось в Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы с заявлением о факте недобросовестной конкуренции, но и это ведомство также не смогло пресечь деятельность «двойника».

Действующее законодательство фактически не защищает и права учредителей СМИ, которые зарегистрированы в регионах (то есть в территориальных органах Росохранкультуры, Минпечати, Госкомпечати или т.п.). Формально любой желающий может создать вторую одноименную газету или журнал (например, газету «Предприниматель Петербурга»), зарегистрировав ее в федеральном органе (то есть в Москве). И у этого органа не будет правовых оснований отказать в регистрации.

С принятием нового закона, который должен вступить в силу с 1 января 2007 года, в подобных ситуациях можно будет защищать право «коммерческого обозначения». Но тогда для издания второго справочника надо будет создавать обособленную редакцию.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях