Президиум Высшего арбитражного суда сломал многолетнюю практику Роспатента по регистрации товарных знаков, сходных до степени смешения с известными марками, пишет «Коммерсант». Высшая инстанция признала, что сходные знаки нельзя регистрировать не только в отношении однородных товаров, но и в отношении сопутствующих.
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) решил два прецедентных дела в сфере интеллектуальной собственности. Он признал незаконными отказы палаты по патентным спорам Роспатента отменить регистрацию товарного знака "AMRO Невское", напоминающего пиво "Невское", и знака LIVIA, внешне очень схожего с косметической маркой NIVEA. "Дела о таком паразитировании на чужих товарных знаках президиум ВАС рассмотрел впервые, создав важнейшие прецеденты",– заявила судья ВАС Татьяна Нешатаева.
Владельцы товарных знаков "Невское" (ОАО "Вена") и NIVEA (немецкая компания Beiersdorf AG) возражали против регистрации Роспатентом знаков, сходных с оригинальными и имеющих более позднюю дату приоритета. Патентная палата, однако, в 2003 и 2004 годах отказалась отменить регистрацию оспариваемых знаков, после чего "Вена" и Beiersdorf обратились в суд.
"Вена" оказалась в наиболее сложной ситуации: ее товарный знак "Невское" был зарегистрирован для пива и услуг по "обеспечению пищевыми продуктами и напитками", а знак "AMRO Невское" – для креветок, фисташек, соленой и сушеной рыбы, орехов, семечек. В марте 2005 года арбитражный суд Москвы признал незаконной регистрацию знака "AMRO Невское" для продуктов, используемых как закуска к пиву, но апелляционная и кассационная инстанция решили спор в пользу ООО "Блэк-Джек-1", владельца спорного знака.
Фирма же Beiersdorf, владелец знака NIVEA, с которым LIVIA имеет очевидное графическое сходство, судилась более двух лет и проиграла во всех нижестоящих инстанциях.
"Есть международная методика сравнения товарных знаков, с которой правила Роспатента могут не совпадать, но которая применяется судами во всем мире,– пояснила Ъ Татьяна Нешатаева.– Международная практика требует смотреть на сопутствующие товары и круг потребителей".