Действующий уже 3 года закон об ОСАГО до сих пор вызывает много вопросов в судебной практике. Надо ли взыскивать со страховщика возмещение, выплаченное самим виновником ДТП? Оказалось, владелец полиса ОСАГО может сам заплатить за причиненный ущерб, а потом взыскать со страховщика эту сумму. Насколько это реально?
Владелец полиса ОСАГО – виновник ДТП - может сам заплатить за причиненный ущерб, а потом взыскать со страховщика выплаченную сумму. Вопросы применения законодательства разъяснил Верховный суд России.
Действующий уже три года закон об ОСАГО вызывает много вопросов в судебной практике. Надо ли взыскивать со страховщика возмещение, в добровольном порядке выплаченное самим виновником? Как быть, если за рулем застрахованного автомобиля находился работник автосервиса или угонщик (управлявший транспортным средством без законных оснований)? Кто является потребителем услуг страховщика – покупатель полиса (страхователь) или получатель выплаты? Что такое «внутренняя территория организации», на которой полисы ОСАГО не действуют?
Не беги вперед батьки в пекло
Президиум Верховного суда констатировал, что закон не запрещает владельцу машины – виновнику - лично возместить вред, причиненный потерпевшему, его здоровью или имуществу. Однако он предварительно должен предупредить страховую компанию, а если пострадавший предъявил иск – привлечь страховщика к участию в деле. Если виновник в добровольном порядке возместил потерпевшему причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия вред, то его требования к страховой компании о выплате подлежат удовлетворению. Но выплата возможна только в том случае, если будут представлены доказательства, подтверждающие наступление страхового случая и размер причиненного вреда.
В некоторых случаях ответственность может быть возложена и на законного владельца. Выплатив компенсацию пострадавшему, страховая компания вправе предъявить регрессный иск к виновнику (страхователю или иному застрахованному лицу), если водитель не имел права на управление транспортным средством. Президиум Верховного суда указал, что такими лицами следует считать граждан, у которых нет водительского удостоверения (данное лицо не прошло соответствующую подготовку и не сдало квалификационный экзамен), а также водителей, управляющих автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения.
А был ли мальчик?
Пострадавшему придется забыть о компенсации, если его автомобиль был поврежден по вине лица, управлявшего другим транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использования его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.). Ведь по договору ОСАГО является застрахованной ответственность только тех лиц, которые были вписаны в полис, - собственники или владеющие машиной на ином законном основании (аренда, доверенность, распоряжение соответствующего органа и т.п.). Лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не вписано в полис, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.
Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине другого лица, то страховая компания не обязана выплачивать страховку. А значит, пострадавшему придется искать виновника (угонщика или автослесаря) и предъявлять иск персонально ему. А потом ждать, когда судебный пристав сможет с него что-то взыскать.
По закону, происшествие при движении транспортного средства по внутренней территории организации не относится к страховым случаям. Однако действующее законодательство не содержит понятия «внутренней территории организации». Верховный суд разъяснил, что это земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании: «Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим)».
В этом случае взыскивать ущерб придется не со страховой компании, и даже не с владельца автомобиля, а с той самой организации, которая должна обеспечить надлежащую безопасность при движении транспортных средств. Выяснять «границы ответственности» должна будет страховая компания – закон предоставляет ей право бесплатно запрашивать информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями.
Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»