Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество ОСАГО: отдайте мои деньги!

ОСАГО: отдайте мои деньги!

340

Действующий уже 3 года закон об ОСАГО до сих пор вызывает много вопросов в судебной практике. Надо ли взыскивать со страховщика возмещение, выплаченное самим виновником ДТП? Оказалось, владелец полиса ОСАГО может сам заплатить за причиненный ущерб, а потом взыскать со страховщика эту сумму. Насколько это реально?

Владелец полиса ОСАГО – виновник ДТП - может сам заплатить за причиненный ущерб, а потом взыскать со страховщика выплаченную сумму. Вопросы применения законодательства разъяснил Верховный суд России.

Действующий уже три года закон об ОСАГО вызывает много вопросов в судебной практике. Надо ли взыскивать со страховщика возмещение, в добровольном порядке выплаченное самим виновником? Как быть, если за рулем застрахованного автомобиля находился работник автосервиса или угонщик (управлявший транспортным средством без законных оснований)? Кто является потребителем услуг страховщика – покупатель полиса (страхователь) или получатель выплаты? Что такое «внутренняя территория организации», на которой полисы ОСАГО не действуют?

Не беги вперед батьки в пекло

Президиум Верховного суда констатировал, что закон не запрещает владельцу машины – виновнику - лично возместить вред, причиненный потерпевшему, его здоровью или имуществу. Однако он предварительно должен предупредить страховую компанию, а если пострадавший предъявил иск – привлечь страховщика к участию в деле. Если виновник в добровольном порядке возместил потерпевшему причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия вред, то его требования к страховой компании о выплате подлежат удовлетворению. Но выплата возможна только в том случае, если будут представлены доказательства, подтверждающие наступление страхового случая и размер причиненного вреда.

В некоторых случаях ответственность может быть возложена и на законного владельца. Выплатив компенсацию пострадавшему, страховая компания вправе предъявить регрессный иск к виновнику (страхователю или иному застрахованному лицу), если водитель не имел права на управление транспортным средством. Президиум Верховного суда указал, что такими лицами следует считать граждан, у которых нет водительского удостоверения (данное лицо не прошло соответствующую подготовку и не сдало квалификационный экзамен), а также водителей, управляющих автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения.

А был ли мальчик?

Пострадавшему придется забыть о компенсации, если его автомобиль был поврежден по вине лица, управлявшего другим транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использования его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.). Ведь по договору ОСАГО является застрахованной ответственность только тех лиц, которые были вписаны в полис, - собственники или владеющие машиной на ином законном основании (аренда, доверенность, распоряжение соответствующего органа и т.п.). Лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не вписано в полис, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине другого лица, то страховая компания не обязана выплачивать страховку. А значит, пострадавшему придется искать виновника (угонщика или автослесаря) и предъявлять иск персонально ему. А потом ждать, когда судебный пристав сможет с него что-то взыскать.

По закону, происшествие при движении транспортного средства по внутренней территории организации не относится к страховым случаям. Однако действующее законодательство не содержит понятия «внутренней территории организации». Верховный суд разъяснил, что это земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании: «Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим)».

В этом случае взыскивать ущерб придется не со страховой компании, и даже не с владельца автомобиля, а с той самой организации, которая должна обеспечить надлежащую безопасность при движении транспортных средств. Выяснять «границы ответственности» должна будет страховая компания – закон предоставляет ей право бесплатно запрашивать информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями.

Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях