Уже второй год в Петербурге идет «ларечная война». Районные власти в исполнении постановления правительства города «О размещение и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта» в спешном порядке демонтируют остановочные павильоны, а их владельцы приковывают себя к оборудованию, чтобы этого не допустить. Судьи Уставного суда, куда депутаты Законодательного собрания обратились с просьбой установить не противоречит ли данное постановление Уставу Петербурга, удалились на закрытое совещание для вынесения итогового решения по делу. Представители малого бизнеса опасаются, то принятое решение будет не в их пользу.
Продавцы из метро пойдут на улицу?
Практически за одну неделю в петербургском метрополитене исчезли все торговые точки. Кто-то из пассажиров вздохнул с печалью: не купить теперь пирожок перед работой или баночку «Пепси-колы», кто-то с облегчением: стало больше пространства и в час-пик не такая давка. По данным председателя профсоюза работников сферы услуг для пассажирского городского транспорта Александра Валицкого, в результате «зачистки» метро рабочих мест лишатся около 15 тысяч человек. В основном, это женщины и мужчины старше 35 лет с образованием и специальностями, наименее востребованными на рынке труда. По его словам, занятым в торговле в метро не должны по постановлению предоставлять рабочие места, поэтому они, скорее всего, пополнят ряды безработных. А ведь согласно данным Института социальных проблем Академии наук РФ, росту безработицы на 1% сопутствует росту преступности на 6-8%.
Ларек, еще ларек
Отнюдь неконструктивный диалог идет и между владельцами торговых павильонов на остановках городского транспорта и районными властями. По словам сопредседателя Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга Татьяны Белкиной, к моменту выхода постановления правительства в городе имелось 1828 остановочных павильонов, из которых к ликвидации согласно программе, рассчитанной на 2005-2007 годы, предназначены 1461. Наибольшее количество ларьков следовало снести в Невском районе – 247, Калининском – 217, Выборгском – 152, Красногвардейском – 137, Приморском – 134, Фрунзенском – 125 и Кировском – 124.
К началу апреля был демонтирован 41% от общего числа ларьков. А вот альтернативных мест для осуществления торговли, которые должны были автоматически предоставляться «демонтированным» бизнесменам на начало этого года было предоставлено только 82, что составляет 25% от необходимого. По словам Белкиной, большая часть из них заведомо неприемлема для предпринимательской деятельности. Так, в Василеостровском районе некоторым бизнесменам предложили участки ...у мусорной свалки. В Кировском районе предпринимателям, которые занимаются мелкорозничной торговлей, предлагают участвовать в реконструкции и строительстве крупных торговых комплексов таких, как «Адамант», «Французский бульвар», «Маркет-2002» или же предлагают обосноваться в комплексах мелкорозничной торговли, которые являются собственностью других предпринимателей. Предлагают районные власти ларечникам и места на Канонерском острове в непригодной для торговли, по мнению бизнесменов, промышленной зоне.
Есть, конечно, районы, где ситуация с предоставлением альтернативных мест абсолютно нормальная. Например, в Московском районе на 10 закрытых ларьков, был выделено 10 новых площадок.
По словам предпринимателей, решение Уставного суда может стать решающим в «ларечной войне»: либо она, наконец, перейдет на правовое поле, либо бизнесмены начнут «подпольную» деятельность. Пока что Петербург лидирует по количеству малых предприятий. На 1000 горожан приходится 28 бизнесменов, занятых в этой сфере.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру