"Дети – наше будущее! Мы должны заботиться о них!", говорят политики и законотворцы. Только на деле их забота получается избирательной. В результате депутатской инициативы специальное предприятие, которое занимается трудными подростками, лишилось значительной части финансирования. Практически оно оказалось на грани закрытия.
«Дети – наше будущее! Мы должны заботиться о них!», говорят политики и законотворцы. Только на деле их забота получается избирательной. В результате депутатской инициативы специальное предприятие - ООО «Новое поколение», которое занимается трудными подростками, лишилось значительной части финансирования. Практически оно оказалось на грани закрытия.
Удар первый, или если сам не можешь...
Началось всё с того, что некоторые депутаты почему-то не захотели принимать «Программу профилактики правонарушений несовершеннолетними 2006 - 2008». Правда, её удалось отстоять. Тогда законодатели обрушились на специальное предприятие «Новое поколение», которое выполняет эту программу и которое финансируется из бюджета города. Вот это-то финансирование и сократили. В чём же причина столь резко отрицательного отношения к ООО «Новое поколение»? А просто оно - коммерческое предприятие. И это обстоятельство для депутатов, как красная тряпка для быка.
«У очень многих депутатов не укладывается в голове, как можно бюджетные деньги перечислять на счета коммерческой организации, - говорит Наталья Евдокимова, депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам. - И это предубеждение повлияло на ситуацию».
Депутат Владимир Барканов (который является председателем бюджетно-финансового комитета) считает, что проблема профилактики правонарушений несовершеннолетними - государственная задача и что «сводить всю деятельность по профилактике правонарушений в городе (во всяком случае, значительную ее часть) к деятельности единственной организации, которая занимается реабилитацией подростков, совершивших правонарушения, неправильно».
«С моей точки зрения, - говорит Наталья Евдокимова, - если государство не может брать на себя некоторые функции, но их может выполнить другая организация (коммерческая или некоммерческая), то государство должно покупать услуги у этой организации, как это делается во всем мире. Не надо изобретать велосипед. Государству и так хватает проблем».
Кроме того, государственное предприятие по закону не имеет права брать на работу несовершеннолетних, а негосударственное может. «Новое поколение» работает в нашем городе уже 13 лет. Его главная задача – организация рабочих мест для подростков. Это ребята из неполных или неблагополучных семей, которые не учатся, не работают, совершили правонарушения или же склонны к подобному. Больше половины воспитанников «Нового поколения» осуждены условно, находятся под следствием или вышли из колонии. Кроме того, что здесь юноши и девушки приобретают трудовые навыки (в «Новом поколении» налажено производство детских настольных игр, которые продаются и по все России, и в странах СНГ), они получают образование и проходят социальную адаптацию. За 13 лет через «Новое поколение» прошли тысячи трудных подростков, которые сейчас живут нормальной жизнью. Практически у всех уже есть свои семьи, подрастают дети, среди них есть успешные бизнесмены и юристы, квалифицированные строители и рабочие. Лишь единицы не использовали свой второй шанс.
«У нас есть огромная проблема – профилактика правонарушений несовершеннолетними, - опять говорит Наталья Евдокимова. – И эту проблему надо решать. Можно, конечно, это делать дедовскими методами: задерживать, арестовывать, судить и отправлять детей в специальные школы и колонии и забывать о них на какое-то время. Но после того, как они вернутся в общество, мы получим рецидив. Мы это уже проходили и теперь расплачиваемся: имеем увеличение подростковой преступности. Так давайте же подойдем к этим детям по-другому. Подростки в «Новом поколении» работают и получают за свой труд зарплату. Кроме того, одно из основных правил - обучение. 15-летний подросток, естественно, не сядет за парту вместе с второклассниками. Поэтому для ребят разрабатываются индивидуальные обучающие программы. Рецидивов после прохождения такой реабилитации - единицы. Кстати, многие подростки остаются работать в самом «Новом поколении», получая должности бригадиров, мастеров, воспитателей. Фактически они сами становятся социальными работниками».
Но все эти доводы не убеждают некоторых депутатов. Они уверены, что таким образом бюджетные деньги выбрасываются на ветер. Откуда у них такая информация, сказать трудно, потому что те, кто подобное заявляет, ни разу не посетили «Новое поколение». «Вы не поверите, - говорит Михаил Дмитриев, генеральный директор ООО «Новое поколение», - мы приглашали того же Барканова, председателя бюджетно-финансового комитета шестнадцать раз! Но он так и не приехал».
Удар второй, или банкеты – важней
Злоключения «Нового поколения» на сокращении финансирования не закончились. Второй удар депутаты нанесли, что называется, ниже пояса. Одна из площадок предприятия, пятая по счету, находится в Колпинской воспитательной колонии, где отбывают наказание несовершеннолетние преступники. До прихода туда «Нового поколения» в этом исправительном учреждении ребятам практически нечем было заняться. Учиться они не хотели, а уж работать - тем более. Производство в колонии было своеобразное – воспитанники собирали гробы. Подростки от такого существования убегали: были как одиночные побеги, так и массовые. Один раз подростки даже инсценировали захват заложников.
Но после того, как в колонии появилось «Новое поколение», ситуация изменилась кардинально. У подростков появился стимул и к работе, и к учебе. Ребята стали получать нормальную зарплату: если раньше она составляла 25 рублей в месяц, то сейчас эта сумма в среднем составляет 600. «Сейчас даже попыток побегов нет, - говорит Сергей Кошкаровский, начальник отдела по координации и контролю деятельности территориальных органов ФСИН Главного Управления Минюста России по Северо-Западному ФО. – Сегодня Колпинская колония считается одной их лучших на Северо-Западе по всем показателям, а опыт работы «Нового поколения» в этом учреждении признан передовым».
Но сегодня ситуация такова, что работа на пятой площадке может быть остановлена. В бюджет города губернатором Петербурга была внесена поправка: предполагалось, что Колпинской колонии будет выделено 9 с лишним миллионов рублей. Но депутат Игорь Артемьев предложил использовать эти средства по другому назначению. «Эти деньги были направлены - на себя любимых», - говорит Наталья Евдокимова. Если точнее, то эти средства пустили на... обеспечение деятельности законодательной власти. А депутат Артемьев 2,5 миллиона из этой суммы предложил перевести исключительно на банкеты.
«Лично для меня это было неожиданностью, - говорит Сергей Кошкаровский. – Даже после того, как в первом и втором чтении было отказано в финансировании, я очень надеялся, что здравый смысл в депутатском корпусе возобладает, и деньги будут выделены. Даже если бы сумма была меньше, то ситуация была бы не такой сложной, как сегодня. Но этого не произошло».
Федеральная служба исполнения наказаний сейчас ищет выход из создавшегося положения. «Мы обращались и к Валентине Матвиенко, и к Валерию Сердюкову, - продолжает Сергей Кошкаровский. – Ведь в колонии находятся много подростков из области. У нас тесные контакты с рядом депутатов и областных, и городских, которые нас поддерживают. К сожалению, пока никаких реальных шагов в сторону улучшения ситуации не последовало, и проблема в том, что раньше осени ничего не произойдет, а до того времени площадка просто может не дожить. Лучший вариант развития событий – производство будет приостановлено на какое-то время, пока не найдем средства. Худший – оно будет просто закрыто. Мы же хотим сохранить площадку в колонии и уже давно ведем переписку с различными чиновниками, но многие ответы на наши письма наводят на мысль, что люди не заинтересованы в решении этой проблемы. Или просто не понимают, что такое «Новое поколение»?»...
Один из доводов Владимира Барканова, который он сам озвучил сразу после принятия бюджета: «Сама профилактика должна быть направлена, в первую очередь, на предупреждение преступности, а не на перевоспитание уже сложившихся преступников».
Опять на улицу?
Те деньги, которые «Новому поколению» соизволили оставить, дают возможность обеспечить 830 рабочих мест. А на сегодняшний день в предприятии работают и учатся 1200 подростков. Прибыли, которая поступает от продажи настольных игр, хватает лишь на зарплату мальчишкам и девчонкам. Наталья Евдокимова заявила, что видит только один выход – напрямую обратиться к Валентине Матвиенко с просьбой о спасении площадки и выделении из резервного фонда губернатора необходимых средств.
Кстати, некоторые законодатели недоумевали по поводу процентов снижения правонарушений по программе «Нового поколения». «Предполагалось, что снижение преступности будет на 5 - 15 процентов, - рассказывает Наталья Евдокимова. – И некоторые депутаты кричали: «Как? Всего лишь 5 процентов? На что такие деньги уходят?». Разумеется, мы понимаем, что эта программа не может быть рентабельной. Но это – инвестиции в человека. Вложив деньги в ребенка сегодня, завтра на улице будет меньше преступности, а послезавтра никто не отправится в тюрьму. Разве не в этом состоит социальная значимость программы? С моей точки зрения, то, что произошло с «Новым поколением», это неудовольствие и личная неприязнь некоторых депутатов к социальным проблемам».
Лиана Растегина
Полный вариант статьи читайте в будущем номере газеты «Ваш Тайный Советник» за 8 мая.