Сразу две выставки открываются сегодня в петербургском Музее истории фотографии.
Как сообщает «ИМА-пресс», до 8 февраля там будет работать экспозиция работ Надежды Кузнецовой «Освоение пространства», на месяц дольше - выставка «Восточнее Востока. Ориентализм в европейской фотографии XIX века».
В средине 70-х прошлого века кто-то сочинил такую строку: «Ты во сто раз восточнее Востока». Эти стихи, прозвучавшие когда Восток у нас аукался только есенинским «Шаганэ» да колючим британским Киплингом, сегодня оказались как нельзя кстати. Сегодня подобные вдохновенные порывы принято называть ориентализмом - увлечением восточной экзотикой, где под Востоком понимается в основном Ближний, а под экзотикой - самодельный реквизит и сомнительная роскошь наивных декораций.
Викторианская эпоха с ее увлечением «живыми картинами» и маскарадами стала благодатной почвой для утверждения ориентализма, как одного из ведущих направлений в позднеромантической традиции. Блистательные живописцы Эжен Делакруа, Дэвид Робертс, Джон Ф.Льюис обессмертили эту традицию и вдохновили множество художников и фотографов на подражание высоким образцам.
Однако выдающиеся фотографы, такие как Паскаль Себа, Филипп Бонфис, братья Зангаки, недолго оставались в тени великих имен. Преодолев соблазн павильонных имитаций, они обратились к натурным съемкам, доведя этот пограничный - между экзотикой и этнографизмом - жанр до глубокой, чуть ли не академической, значительности.