Борис Эйфман вернулся в Петербург, показав свой новый балет «Анна Каренина» в США и Европе. Родной город, в котором у театра Эйфмана до сих пор нет дома, встретил знаменитого балетмейстера двумя премиями «Золотого софита» (присуждены «Карениной» и солисту театра Эйфмана Альберту Галичанину), и новыми надеждами.
Идея появления в Петербурге Дворца танца, которой Эйфман занимается уже много лет, приблизилась к реализации. Вопрос связан с реализацией проекта «Набережной Европы».
У этого проекта было уже 5 инвесторов. Сначала им занимались американцы, потом испанцы, потом москвичи, потом петербуржцы. Но у всех личные интересы никак не могли прийти в соответствие с желаниями государства. Сейчас за дело взялся «Внешторбанк», - а это уже большие деньги и государственные интересы. Так что сейчас я нахожусь в состояние влюбленности в этого монстра - в хорошем смысле слова, - объяснил ситуацию Борис Эйфман.
Архитектурного проекта Дворца пока нет, но предпроектное задание уже существует.
Я попросил архитекторов, чтобы это не было что-то ультрасовременное в духе «Мариинки-2». Мне хочется добиться продолжения имперских театральных традиций, но при этом, конечно, не отказываться от современных достижений. Нужен своеобразный мост между веком 19-м и 21-м, - формулирует хореограф.
Дворец танца, который хочет построить Эйфман, это совсем не «театр для Эйфмана». Это площадка, которую можно использовать для изменения ситуации в современном российском балете.
Посмотрите, - удивляется Эйфман, – из новых постановок за последние годы был только Форсайт в Мариинском, и еще одна постановка. Причем и тут «новизна» под большим вопросом. При этом в городе - три кафедры, которые готовят профессиональных хореографов. И где они, эти хореографы? Если бы медицинский институт выпускал каждый год 20 хирургов, и ни один из них не мог бы вырезать аппендицит, это вызывало бы вопросы? А тут 90 процентов вообще уходит из профессии, а оставшиеся десять идут работать в кабаре. И никто не удивляется, на что уходят государственные деньги...
Во Дворце танца, о котором мечтает Эйфман, должны будут работать три труппы. Одна, под условным названием «Труппа Петипа», будет развивать русскую традицию. Вторая – собственно труппа Бориса Эйфмана. Третья, при которой будет создана студия молодых хореографов, должна полностью сосредоточиться на балетном эксперименте, на балете 21-го века.
Сейчас у меня нет свободы для эксперимента. Каждый мой балет должен быть успешным, он должен быть мировым событием. Иначе моему театру, у которого нет своего дома, и приходится существовать в мировом пространстве, просто не на что будет жить. Я хочу, чтобы у молодых хореографов было право на ошибку, на эксперимент.
Но мало хореографов, нужны и танцоры. На этот счет у Эйфмана тоже есть проект.
Современные выпускники балетных училищ мало похожи на деятелей культуры, - считает он. – Для артиста балета мало профессиональных качеств, нужно и какое-то внутреннее наполнение. Нынешние деятели культуры очень мало напоминают деятелей культуры. Честно сказать, я вообще не в состоянии отличить их от птушников. Поймите правильно – я ничего не имею против ПТУ, там дают нужные профессии. Но все-таки балетным артистам требуются несколько иные качества. А многие, которых мама привела в детстве в балетное училище, еще и балет ненавидят всей своей душой. И что делать с такими? Образования нет, единственное, что хоть как-то умеют делать, – ненавидят. Каждый день такую историю видеть приходится».
Академию танца, проект который Эйфман хочет создать уже после постройки Дворца, он хочет сделать по принципу царского лицея или кадетских училищ. Закрытое учреждение, дающее полноценное образование и культурную базу. Причем есть желание сделать это проект еще и социальным, собирая самых талантливых детей из детских домов и неблагополучных семей. Но это история долгая и невозможная без помощи государства.
- Во всем этом у меня есть собственный интерес, - признается Борис Эйфман. – Мне уже скоро 60, а рядом со мной нет никого, на кого бы я мог оставить свой театр. Мариинский не умрет – у него хватит классического репертуара на сотню лет. А вот театр Эйфмана без новых постановок жить не сможет...
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
PS: 24, 25, 26 ноября театр Эйфмана покажет «Анну Каренину» на сцене театра оперы и балета Консерватории имени Римского-Корсакова.