То, как Россия себя подавала на традиционной книжной ярмарке во Франкфурте, наводит только на одну мысль – все разговоры о самой читающей стране в мире – не более, чем дешевое вранье, которое мы обращаем сами к себе. Россия превратилась в резервацию для слива интеллектуального продукта. При этом наша современная литература никого в мире не интересует.
Россияне пока умеют читать, но уже разучились уважать себя. К таким печальным выводам пришел известный питерский писатель Андрей Константинов, посетивший во главе питерской делегации знаменитую книжную ярмарку во Франкфурте.
- Чувство глубокого национального унижения, - вот то главное, что я там испытал, - признался автор «Бандитского Петербурга» по возвращению в Россию. – Откуда столь бурные эмоции? Объясняю. Книжная ярмарка во Франкфурте – традиционное, ежегодное мероприятие. По большому счету, это ярмарка номер один, своего рода «книжный Оскар». И то, как Россия себя там подавала, наводит только на одну мысль – все разговоры о самой читающей стране в мире – не более, чем дешевое вранье, которое мы обращаем сами к себе. Реальная картина такова: Россия давно и прочно осела на литературных задворках, даже не Европы – а всего мира, включая самые отсталые, развивающиеся страны. И сегодня это понятно абсолютно всем.
Откуда такие выводы? Все очень просто: пресловутый пятый павильон, где всегда размещается Россия – это довольно большая площадь. И вместе с нашей страной там же стояли стенды Турции, Хорватии, Чехии, Польши, Словакии, Литвы и т.д., включая Узбекистан.
В первый же день я обошел весь наш этаж и с ужасом понял: мы хуже всех! Хуже Литвы, население которой не превышает число жителей Санкт-Петербурга, хуже Турции, хуже Узбекистана, хотя бы потому, что на их стенде лежала красивая тюбитейка, а сверху имелась красивая надпись: «Узбекистан». На стенде Санкт-Петербурга не было даже этого! Что же было? Сваленные в кучу книги, без всякой информации об авторах, без намека на систематизацию.
Про стенд Кореи участники ярмарки буквально рассказывали друг другу, какие там водопады и сады камней. Я не пошел на него смотреть. Мне было достаточного и того, что весь этаж над нами занимала одна страна – Испания. Какой смысл после этого говорить о стендах и объемах Германии, Франции, Великобритании? И кто после этого мы – страна Россия, город Санкт-Петербург, претендующий на звание ее культурной столицы? Кем нас считают?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взять цифры. Франкфуртская ярмарка – прежде всего издательская, здесь заключают договоры купли-продажи авторских прав. И вот наши достижения: в прошлом году российские издательства приобрели во Франкфурте порядка 50 тысяч наименований прав на издание книг на русском языке. А продали всего 50.
- Выводы напрашиваются сами собой: сегодня Россия – это не только колония по сбыту зубной пасты «Колгейт» и жевательной резинки «Дирол». Мы точно такая резервация для слива интеллектуального продукта. При этом обратного движения нет, наш литературный процесс никого в мире не интересует! И в первую очередь именно потому, что мы сами так себя подаем.
Россия вообще и Санкт-Петербург в частности должны приложить максимальные усилия, чтобы на следующий год не опозориться и выглядеть хотя бы не хуже Румынии – большего нам все равно не достигнуть. Зачем это нужно? Да потому, что одна из основных целей участия нашей страны и нашего города в таких книжных ярмарках – поддержание имиджа России и ее культурной, а не «якобы культурной», как получилось сегодня, столицы. Надеюсь, в администрации Санкт-Петербурга этот момент уже осознали - с нынешнего года в городском бюджете есть отдельная строка, выделяющая средства на участие именно в мировых книжных ярмарках. Дело – за остальной Россией.
Публикуется с сокращениями. Полная версия опубликована в свежем номере газеты «МК в Питере».