Генеральный прокурор России объявил о намерении защищать бизнес - как от криминала, так и от самих государственных органов. Полномасштабная реализация предложенных Владимиром Устиновым мер может отправить на скамью подсудимых практически всех сотрудников налоговых, таможенных и иных надзорных органов.
В обосновании своих намерений Генеральный прокурор ссылается на материалы проверок. «Они свидетельствуют о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, как органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности. Распространены факты поборов и вымогательства в отношении предпринимателей со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок», – констатирует Владимир Устинов.
Десять заповедей
Главный надзиратель за законностью признает, что до сих пор «прокурорский надзор в этой сфере не носит целенаправленного и упреждающего характера, что оказывает негативное влияние на состояние законности в данной области правоотношений». Поэтому Владимир Устинов намерен реализовать сразу десять мероприятий по защите прав бизнесменов. Правда, больше половины из них носит процедурный характер - «анализировать», «наладить», «усилить» и так далее.
Но даже многие благородные идеи прокуратуры не смогут состояться. В соответствии с принятым в 2002 году Арбитражным процессуальным кодексом РФ прокуратура не может предъявлять иски в защиту конкретных лиц. Ранее частная структура могла без особого труда переложить бремя подачи иска, например, на плечи прокуратуры. И в данном случае не надо было платить госпошлину, нанимать юриста и т.д. Достаточно было доказать негативные последствия нарушения тем же поставщиком обязательств по контракту. Но эта процедура вызывала возражения даже со стороны бизнес-сообщества. Почему государство заведомо защищает одного предпринимателя от другого? Для этого есть суд, в который пострадавший может обратиться. А в суде все равны.
Нам сверху видно все
На какую же защиту может рассчитывать предприниматель?
В первую очередь, прокуратура может и должна оспаривать заведомо незаконные нормативные акты – городские законы, постановления петербургского правительства, распоряжения губернатора, комитетов и других структур региональной власти. Прокуратура и ранее вносила протесты и представления на противоречащие федеральному законодательству правовые акты.. Например, не так давно прокурор Петербурга Сергей Зайцев направил в Законодательного собрания представление, в котором призывал депутатов безотлагательно отменить законы о льготах по уплате государственной пошлины. Эти правовые акты противоречили действующему Налоговому кодексу РФ. Парламентарии послушались прокурора и даже уже подготовили пакет поправок.
Правда, понять логику выявления прокурорами незаконных правовых актов сложно. Часто сами предприниматели или простые граждане обращают внимание чинов юстиции на противоречия между городским и федеральным законом. Но в ответ получает отписку об «отсутствии оснований для принятии мер прокурорского реагирования» и о праве отправителя письма подать в суд. В суде же прокуратура поддерживает заявление, а иногда и подает дополнительное требование, «примазываясь» к инициаторам спора. Владимир Устинов приказывает прокураторам на местах «добиваться отмены противоречащих закону нормативных правовых актов путем принесения протестов или обращения с заявлениями об их оспаривании в суд». Возможно, одним из первых в суде будут оспорены попытки ГУП «Городской центр размещения рекламы» брать плату за размещение рекламы на транспорте (брэндмобилях).
Контролируй
Прокуратура также должна контролировать исполнение принятого четыре года назад Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Этот закон действительно предусматривает механизмы защиты бизнеса от произвола чиновников. Но только от кого, закон не разъясняет. Наоборот, все меры против надзорных органов не касаются налогового, таможенного, лицензионного, валютного и дюжины других видов контроля. Поэтому прокуроры по указанию Владимира Устинова будут «бескомпромиссно реагировать на вскрытые факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий» разве что пожарных, СЭС и хлебной инспекции. Налоговики, милиция и таможенники будут проверять предпринимателей без «бескомпромиссного внимания» прокуратуры.
Два года на понимание
Воздействовать на фискальные органы прокуратура все-таки сможет. Для этого в Уголовном кодексе РФ есть статья 169 – «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». По ней за решеткой могут оказаться чиновники за любое «незаконное ограничение самостоятельности либо иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица». Особо преследуется неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии).
По мнению заместителя Председателя Верховного Суда России Валерия Верина, «субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Мотивы преступного поведения должностного лица при совершении им преступления значения для квалификации не имеют». Таким образом, по указанной статье могут быть обвинены руководители большинства налоговых, таможенных и иных надзорных органов, вынесшие необоснованное решение о наложении штрафа, милиционеры, хотя бы на минуту необоснованно приостановившие деятельность магазина и так далее.
Однако дела по этой статьи возбуждаются крайне редко. Между тем, только за первое полугодие 2005 года Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти признал незаконными 125 решений госорганов. «Решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности, – пишет Владимир Устинов. – Смело использовать предоставленное законом право привлечения должностных лиц к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий».
Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру