Сотрудники российской ГИБДД, получив известие о роспуске украинской ДАИ, могут вздохнуть с облегчением - в ближайшем будущем радикальные реформы этому ведомству не грозят. Повторять что-либо за своими соседями, еще недавно такими послушными, но теперь принимающими решения без оглядки на "старшего брата", российские власти не будут ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем, допустить, чтобы несговорчивые соседи преподали нам урок эффективного управления, они тоже не хотели бы. И дабы собственные граждане не обзавидовались, что-то предпринимать придется и здесь.
Безусловно, реформа, затеянная Ющенко, во многом носит популистский характер. Ее результаты вряд ли глубоко просчитаны и потому трудно предсказуемы. Но и предполагать, что это импульсивное решение, было бы наивно. Тем более, что подобные обещания Ющенко давал еще на заре своего президентства. В основу радикальных перемен, вероятно, легли как соображения внутриполитического характера (настала пора показать собственным гражданам реальные шаги по борьбе с коррупцией), так и желание продемонстрировать западным демократиям политическую волю к реформам. И здесь державна автоинспекция подвернулась очень кстати. И вот почему.
Рассуждая о коррумпированном чиновничестве, люди, как правило, имеют в виду абстрактных персонажей. Ведь процесс оседания на оффшорных счетах чиновника наворованных миллионов увидеть не дано. А догадываться можно сколько угодно. Зато процесс передачи взятки коррумпированному гаишнику миллионы водителей, как в нашей стране, так и у соседей, наблюдали лично и не один раз. Поскольку сами же ее и давали. И в кармане стража порядка оседают не абстрактные миллионы олигархов, а вполне осязаемая сотня, которая еще минуту назад предназначалась совсем для иных целей. Таким образом, в личности гаишника сублимировалась едва ли не вся нелюбовь народа к продажности слуг государевых. Социологи новой украинской власти это четко высчитали.
Есть перед глазами Ющенко и опыт другого младореформатора – господина Саакашвили. Рассказывают, что когда год назад грузинский президент распустил местное ГАИ, аварийность на дорогах резко увеличилась. Но уже через месяц статистика вошла в норму, а потом постепенно пошла на убыль. Преобразовав автоинспекцию в дорожную полицию, наделив их иными полномочиями, президент в несколько раз увеличил зарплаты полицейским, после чего в ведомстве возник конкурс, позволивший делать более качественный отбор кандидатов. А заодно усилил службу собственной безопасности. Сегодня большинство грузинских водителей признают, что реформы пошли на пользу, и порядка на дорогах стало больше.
У России собственная гордость, это понятно. И собственный путь развития. Но даже самые консервативные генералы от ГИБДД понимают - делать что-то надо. И готовят очередные новации. Мы их пережили за последние пару десятилетий уже столько, что многие аналитики однозначно утверждают – ведомство нереформируемо и подлежит ликвидации. Но сама эта мысль до сего дня выглядела настолько крамольно, что сценарии подобной реформы в правительстве, похоже, даже не рассматривались.
Обывателю даже страшно себе представить, что случится на дорогах, если в одночасье с них уйдет вся милиция. В крупных городах, по их мнению, попросту начнется джигитовка. Террористическая опасность увеличиться в разы. Угоны, перепродажи краденого – все это достигнет космических масштабов. Сгодится ли здесь опыт благополучной Европы, где дорожная полиция патрулирует улицы, а не сидит в кустах бузины – большой вопрос. И однозначного ответа на него нет. Одно ясно - перед нашими глазами теперь будет опыт близкого соседа. Успешный ли, провальный – игнорировать его не удастся.
Андрей Молчанов,
Фонтанка.ру