Первый этап реформы системы городского заказа проведен успешно. Петербург смог сэкономить больше бюджетных средств, чем Москва. Однако простор для работы еще есть. В этом уверены представители экономического блока городского правительства.
По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, благодаря функционированию системы госзаказа в 2004-м году в Петербурге удалось сэкономить порядка 2 миллиардов 100 миллионов рублей, в то время как в 2003-м году было сэкономлено всего 290 миллионов. Эффективность закупок выросла более чем в 8 раз. Это позволило городу дополнительно купить 3 трамвайных вагона, вагон метро, оборудования для 9 школьных кабинетов физики и химии, более 84 тысяч единиц медоборудования и инструментов, отремонтировать более 52 тысяч квадратных метров кровель и фасадов, более 55 километров инженерных сетей и сетей водоснабжения и т.д. «Успехи налицо», – считают в правительстве города. И говорят, что надо работать дальше.
На 2005-й год экономисты ставят перед собой не менее пяти основных задач. Первая - создание типовой документации. Как заявил сегодня председатель КЭРППиТ Владимир Бланк, правила участия в конкурсах должны быть всем понятны и действовать долго. Поэтому в течение февраля с представителями бизнеса будет согласована типовая документация, которая будет фигурировать при проведении тендеров. По мнению Бланка, это к тому же поставит дополнительный заслон для коррупционеров.
Вторая задача – переход на новую систему ценообразования. В целях сокращения бюджетных затрат на товары и услуги КЭРППиТ намерен отменить дефлятора и повышающие коэффициенты. Кроме того, разрабатывается методика расчета цен на строительные и подрядные работы. Это позволит при выборе поставщика твердо оговаривать стоимость контракта и вносить в него изменения только в особых случаях. Предполагается создать методику расчета цен и по закупкам товаров и услуг. Во втором квартале будет принят реестр тарифов и цен на товары и услуги, который будет использоваться как при регулировании тарифов и цен, так и для государственных закупок. В реестр включаются все цены и тарифы, прошедшие ценовую экспертизу, и вступающие в действие с момента регистрации в реестре. Это будет открытый информационный ресурс, доступный в режиме он-лайн. Кроме того, городское правительство намерено принять ряд нормативных документов по ценовой экспертизе. Это нужно для того, чтобы в «сомнительных» случаях можно было провести проверку цен. Сейчас такой порядок отсутствует.
По мнению экономистов, немаловажно усовершенствовать документооборот, выработать единую информационную систему горзаказа, чтобы все и для всех было быстро и удобно. Ну, и, наконец, последней своей задачей чиновники считают продолжение подготовки специалистов для работы по системе горзаказа. В прошлом году такое обучение прошли более 500 человек. Владимир Бланк надеется, что к этой работе подключаться ВУЗы Петербурга, которые будут включать в программы обучения специальные курсы.
Между тем, даже хорошо отлаженная система горзаказа не будет работать, если бизнес и городское правительство будут стоять по разные стороны баррикад. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, надо активнее работать с представителями бизнес-структур. Кроме того, нужно сделать «закрытые» от поставщиков рынки некоторых отраслей экономики более открытыми. Ведь чем больше поставщиков, тем больше вероятность за одни и те же деньги приобрести более качественные товары и услуги. Чтобы теснее сплотиться с поставщиками, в этом году на 10-й выставке «Государственный заказ Санкт-Петербурга» (она проходит в «Ленэкспо» 10-11 февраля) на стендах главных распорядителей бюджетных средств четко расписано: кто, когда и что хочет закупить. То есть, выставка ориентирована на представителей бизнеса.
Конечно, любое нововведение не может обойтись без недовольства со стороны его противников. В 2004-м году за время существования новой системы горзаказа, зарегистрировано около 8 случаев обращения в суды от поставщиков, недовольных условиями конкурсов или их результатами. Однако, как сообщил Владимир Бланк, ни одно дело не было проиграно городской администрацией. А сейчас в суде нет дел с «отрицательной» перспективой. Это, по мнению Владимира Бланка, подтверждает тот факт, что работа с поставщиками юридически корректна и грамотна.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру