В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли накопилось недовольство тем, как торговые сети обращаются с местными производителями продуктов питания.
Во вторник на совещании с представителями крупнейших сетевых компаний первый заместитель председателя КЭРППиТ Юрий Раков обещал, что если «сетевики» и дальше будут затруднять местным производителям выход на свои рынки, городской администрации придется принимать меры. Ведь главным и, по мнению чиновников, самым значимым последствием подобной политики «сетевиков» может стать снижение объемов производства петербургских поставщиков. А этого в городской администрации никак не могут допустить. «Если мы увидим, что объемы продукции местных производителей будут падать, то будем их специально организовывать, вплоть до создания картеля», - заявил Юрий Раков.
Жесткий бизнес
На самом деле, сегодня для того, чтобы поставлять свою продукцию в раскрученные сетевые магазины, потенциальным партнерам приходится соглашаться на весьма жесткие условия, которые диктуют продавцы. Говорят, платить надо за все. В том числе и «за вход»: с продажи первой партии поставщик не получает ни копейки. Даже если партия небольшая, производителю в любом случае приходится терять несколько тысяч долларов. Впрочем, руководители сетей объясняют такую практику особенностями маркетинга. «Когда товар нового производителя кладут на полку, то еще не известно, будет на него спрос, или нет», - убежден коммерческий директор «Ленты» Александр Максимов. То есть, продавцы не готовы брать на себя риски. Но даже в тех случаях, когда партия уходит «влет», производитель все равно не получает за нее выручки. Но и на этом не заканчивается диктат ритейлеров. В течение нескольких месяцев допущенный к крупному бизнесу новичок будет получать только 50 процентов от стоимости всех своих поставок. Причем отсрочка платежей, даже в самых крупных сетевых супермаркетах с весьма значительным оборотом и внушительными ежедневными выручками, составляет в среднем 45 дней.
Волнуют чиновников из КЭРППиТа и вопросы ценовой политики. Так, несмотря на то, что петербургские производители в большинстве своем ставят довольно низкую цену на свою продукцию, на прилавке она появляется с ценниками, которые не отличают ее от продукции, например, москвичей. От этого страдают не только петербургские производители, чьи усилия по снижению цены фактически сводятся на нет, но и покупатели, которые в этом случае лишены возможности приобрести товар дешевле.
Ритейлеров призовут к закону
Впрочем, проблема с ритейлерами волнует не только петербургские власти. Так, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, встречаясь с полпредом президента в Северо-Западном округе Ильей Клебановым, заявил, что стране срочно необходим специальный закон, который бы регулировал работу торговых сетей и способствовал ограничению их монопольного влияния на производителей. Министр отметил, что ритейлеры диктуют производителям нерыночные правила игры, а именно: устанавливают высокие торговые наценки, избирательно подходят к поставщикам, требуют «плату за вход» в рыночную сеть.
«Пока мы ничем, кроме как методами убеждения, не можем на них воздействовать, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Юрий Раков. – Мы можем только вырабатывать единую политику, чтобы наши ритейлеры поняли простую вещь: надо уметь договариваться». В том числе и с властью. А ее, кстати, только недавно стали беспокоить вопросы качества реализуемой в «сетях» продукции.
Вспомним про качество?
До сих пор сколько-нибудь значительных исследований городские власти в этом направлении не проводили. Как выяснилось, каждый магазин самостоятельно решает подобные проблемы, разбираясь и «договариваясь» непосредственно с недовольными покупателями. Отсутствие интереса к качеству товаров, лежащих на прилавках крупных «сетей», чиновники объясняют просто: такие магазины появились в России недавно, а Петербурге – так и вообще «буквально вчера». Очевидно, это значит, что пока и спрос с них невелик...
Напомним, что первые ритейлеры стали работать в Петербурге в начале этого десятилетия. По оценкам экспертов, сейчас у нас сконцентрировано почти полтора десятка сетевых компаний, которые контролируют примерно 50 процентов розничного рынка продуктов питания.
Проблема в том, что сегодня понятие «качество», как это ни парадоксально, определяется никем иным, как потребителем. Даже если он в этом ничего не понимает. Принятый закон «О техническом регулировании» фактически отменил все стандарты и оставил только два критерия, контроль над которыми готово взять на себя государство – безопасность и достоверность сообщаемой информации о товаре.
«Понятно, что коньяк за 100 рублей по качеству, возможно, гораздо хуже, чем коньяк за 700 рублей, но и он тоже устойчиво занимает свою нишу на рынке», - считает Юрий Раков. Как сообщил заместитель председателя КЭРППТ, в ближайшее время при комитете будет создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься вопросами «входа» петербургских предприятий в «сети», а также подробными исследованиями их рынков с позиции качества продукции.
Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру