В Мухинском училище проходит выставка "Мир камня", представляющая и работы из янтаря, и необработанный камень из частных коллекций.
Желто-коричневая гамма янтаря как нельзя лучше созвучна краскам ускользающей золотой осени. Наверное, поэтому осенняя выставка «Мир камня», которая открылась в Мухинском училище, посвящена янтарю. В зале Генриха представлены не только великолепные украшения из солнечного камня, но и янтарь в необработанном виде из частных коллекций петербургских художников и собирателей.
Еще совсем недавно наши модницы не слишком жаловали янтарь, называя его «камнем бабушек». Такую репутацию он приобрел в советские годы, когда из него тоннами делали безликие бусы. Сегодня янтарь переживает очередной взлет. Он присутствует в коллекциях известных ювелирных фирм Италии и Бразилии. Польские, литовские и петербургские художники не раз вдохновлялись солнечным камнем. Самый равнодушный человек дрогнет, увидев эти чудные кусочки застывшего солнца. Переливы разных оттенков желтого и коньячного, благородная сдержанность королевского белого янтаря, резкие экспрессивные сочетания темного и светлого в одном образце. Глядя на эти кусочки, еще раз убеждаешь: природа – лучший художник. Между тем, чаще всего янтарь выходит из пены морской, покрытый окисленной корочкой. Вскрыть его - все равно, что открыть окно в другой мир. Только человек, понимающий природу и сущность этого камня, способен показать его внутреннюю красоту людям.
Но представленные в Мухинском училище коллекции янтаря привлекут не только эстетов. Как рассказала куратор выставки Ирина Рахманова, коллекция интересна тем, что по представленным образцам можно проследить историю происхождения любого из двухсот описанных в литературе сортов янтаря. Здесь все виды самого популярного и распространенного вида янтаря сукцинита, который находят на берегах Балтийского моря.
Теперь каждый знает: янтарь – это смола ископаемых хвойных деревьев, которые росли на нашей земле миллионы лет назад. Эта версия была выдвинута знаменитым историком Плинием Старшим еще в I веке до нашей эры. Окончательный же ответ на этот вопрос ученые дали только в двадцатых годах XIX века. Сегодня известно, что любой кусок янтаря – это слепок микромира в момент образования камня. Изучая образцы, ученые могут сказать, в каких именно участках дерева он родился, какая растительность произрастала в округе, какие насекомые обитали рядом, и почему один кусок янтаря похож по цвету на кость, другой имеет редкий вишневый оттенок, а третий напоминает свежий липовый мед.
Множество разнообразных факторов влияли на цвет янтаря. Например, непрозрачный янтарь со струйчатыми или концентрическими узорами разных оттенков желтого получался, когда живица долгое время скапливалась в каком-нибудь укромном кармане. Смола, которая выделилась раньше, твердела, становилась более вязкой, новые порции смешивались с ней, образуя причудливые рисунки. В одном из представленных образцов отчетливо видны этапы роста янтаря. Первая партия смолы уже затвердела и покрылась окисленной корочкой, когда поверх нее натекла новая смола.
А вот прозрачность янтаря обусловлена размерами и формой пустот. Такие пустоты образуются со временем на месте газовых пузырьков, которые содержались в смоле. Чем больше пузырьков, тем более прозрачный янтарь.
Особое внимание посетителей привлекает редкий янтарь с инклюзами. В начале прошлого века было подсчитано, что на 18 тонн прозрачного янтаря приходится всего лишь полторы тонны с включениями - насекомыми.
Янтарь, как и любой камень, требует к себе внимания. Результаты получаются непредсказуемые. Известная польская писательница Иоанна Хмелевская, как известно, так увлеклась поисками янтаря на Балтийском берегу, что это стало одним из главных ее хобби. К тому же, написала очень смешную и увлекательную книгу «Золотая муха». Леонид Барашков книг не пишет, но увлечен янтарем не меньше пани Хмелевской. Барашков делает из янтаря красочные панно, которые также будут представлены на выставке.
Ольга Рогозина,
Фонтанка.ру