Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Звезда шоссе, король скорости и все-все-все... (фото)

Звезда шоссе, король скорости и все-все-все... (фото)

620

В Петербурге выступила легендарная группа «Deep Purple». Как и в любом городе, число поклонников Deep Purple в Петербурге измеряется тысячами. Те из них, кто имел возможность, пришли в пятницу вечером в Ледовый дворец.

Уже на выходе из метро «Проспект Большевиков» меня встретила показавашаяся знакомой мелодия, доносившаяся из палатки, торгующей компакт-дисками. Правда, только через несколько секунд я наконец понял, что это за мелодия – это оказалась песня «House of Pain», открывающая последний альбом группы, названный «Bananas». Несерьёзное название возмутило некоторых особо ортодоксальных поклонников группы, а отдельные личности до сих пор не могут принять «Deep Purple» без Ричи Блэкмора и Джона Лорда. Но группа живёт и не собирается уходить со сцены. Ходят слухи и о новом альбоме группы, который увидит свет примерно через год.

А на этот раз группа представила программу, в которой сочетались и песни из последнего альбома, и старые, проверенные временем и миллионами слушателей хиты, и – конечно же – добрая толика фирменной дип-пёпловской импровизации. Конечно, сейчас композиции не длятся по полчаса, как в бесшабашное время начала 70-х, но и поныне импровизации на концертах выгодно отличают «Deep Purple» от множества других групп, нота в ноту повторяющих на сцене студийные версии своих творений. Впрочем, кто-то в зале мог и вспомнить 70-е – в зале присутствовали люди почти всех поколений. И молодёжь, и люди, годящиеся им по возрасту в отцы и матери, были едины в этот вечер – разве что молодёжь до краёв заполняла партер, а люди постарше в основном предпочитали трибуны. И те, и другие азартно подпевали вокалисту Яну Гиллану. И те, и другие вскидывали руки вверх. Вместе были и тот, кто в прошлом месяце купил свой первый компакт-диск группы в киоске, и тот, кто тридцать лет назад едва ли не тайком переписывал альбом с взятой у друга кассеты... Пластинки (естественно, не фирменные) стоили тогда огромные деньги, и покупали их для того, чтобы переписывать на кассеты и распространять их...

Концерт начался с опозданием, как водится у рок-групп, но на это никто не обратил внимания. Публика заполняла зал, азартно свистела и кричала. Но вот погас свет – все поняли, что под прикрытием темноты на сцену выходят любимые артисты, и завопили ещё громче. И вот прожектора снова зажигаются, на сцене группа «Deep Purple»! Глаза были прикованы в основном к Яну Гиллану. Как обычно, великий певец выступал босиком, в каких-то белых просторных одеяниях. Впрочем, хотя дело и происходило в Ледовом дворце, певец мог не опасаться простуды – в зале было тепло. Не простудился он и в двухнедельных странствиях по просторам России – это стало ясно, когда пришла пора брать первую высокую ноту, которая доступна далеко не каждому вокалисту, даже молодому. Понятно, что знаменитых «воплей» не было, как и песни «Child in Time», основанной на них. 59 лет – всё же не шутка, пусть даже душой человек по-прежнему молод... Временами Большой Ян, как его иногда называют, вместо микрофона брал в руки бубен. Не менее импозантно смотрелся басист Роджер Гловер, похожий на умудрённого жизнью старого пирата благодаря своей неизменной бандане, красной безрукавке и серьге в ухе. На другом фланге сцены царил гитарист Стив Морз с гитарой собственной разработки. Барабанщик Ян Пэйс («Малый Ян») и клавишник Дон Эйри были почти скрыты своими инструментами – ударной установкой и знаменитым органом «Хаммонд».

Первой была – уже почти традиционно – исполнена песня «Silver Tongue» с нового альбома. За ней последовала знаменитая «Woman from Tokyo», написанная перед знаменитыми японскими гастролями 1972 года, породившими не менее знаменитый концертник «Made in Japan». Зал был в восторге и подпевал от первого слова до последнего. Следом – опять новинка, «I Got Your Number», потом – для контраста – «Strange Kind of Woman» аж 1970-го года. Следом за этой песней, написанной когда-то Яном Гилланом под впечатлением его собственной юношеской любви (так он утверждает на своём сайте), была исполнена заглавная песня альбома и турне – весёлая «Bananas». Впрочем, бананы в ней упоминаются только единожды, да и то в иносказательном смысле – Ян Гиллан ещё в 1988 году в одной из песен использовал выражение «to go bananas» в смысле «спятить»... Название этой песни и альбома было навеяно, как говорят музыканты, увиденной ими фотографией человека, везущего тележку, гружённую огромным количеством бананов.

За «бананами» последовал «Глаз демона» - «Demon’s Eye». Эта старая песня с альбома «Fireball» 1971 года раньше очень редко исполнялась на концертах. Следующую композицию я долго не мог опознать, пока не прозвучали первые слова. Это оказалась песня «Knockin’ at Your Back Door». Песня длилась долго, Гловер тем временем влез на платформу, где стояли клавишные, и о чём-то разговаривал с Эйри. После окончания этой песни Гиллан уселся прямо на сцене – видимо, устал прыгать – и представил следующую песню. Вернее, не песню, а инструментальную композицию «Contact Lost», закрывающую альбом «Bananas». Полутораминутная гитарная композиция посвящена погибшему 1 февраля 2003 года - во время записи альбома - экипажу американского космического корабля «Колумбия», в частности Калпане Чаула – женщине-астронавту, другу музыкантов «Deep Purple». Стив Морз остался на сцене один, все прожектора упёрлись в него. Он исполнил своё детище так душевно, что равнодушным не остался, наверное, никто. Я почувствовал, что волосы под банданой пытаются встать дыбом. Зал был усеян огоньками спичек и зажигалок, а те, кто не догадался принести зажигалку, медленно раскачивали в воздухе мобильные телефоны со включённой подсветкой...

«Contact Lost» плавно перешла в замысловатую гитарную партию, к которой постепенно подключилась вся группа. В звучании композиции угадывались пассажи из Баха и «Времён года» Вивальди, переложенные для рок-группы, и ещё какие-то смутно знакомые фрагменты. К концу этой части концерта весь зал синхронно хлопал в ладоши. Затем Гиллан представил залу «лучшего в мире гитариста» Стива Морза – как будто кто-то не знал его имени! – а затем и Дона Эйри. Следом начался его сольный номер, сыгранный просто завораживающе. Кроме «Хаммонда», доставшегося по наследству от Джона Лорда, Эйри использовал ещё два синтезатора, и, сочетая их звуки, он получал невообразимые клавишные пассажи, в которых узнавались «Турецкий марш», «Калинка», «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?» - этот пассаж был встречен настоящей овацией – а также какие-то классические произведения и фрагменты саундтреков к фильмам. Под конец Дон Эйри подпрыгнул, ударил по клавишам – раздался настоящий гром. Постепенно ослабевая, он перешёл в органное вступление к знаменитой песне 1984 года – «Perfect Strangers».

После её окончания Ян Пэйс начал простое барабанное соло, затем к нему присоединилась гитара. Ритм подозрительно напоминал вступление к... Ну конечно же – «Highway Star»! Зал взорвался аплодисментами, многие люди вскочили. Эту песню исполняли на каждом концерте «Deep Purple», по известности и популярности она уступает разве что «Smoke on the Water». Это настоящий гимн скорости, свободной дороге, под её звуки так легко представить себя за рулём мчащейся по шоссе мощной машины, почувствовать себя единым целым с ней... Кто-то в середине зала размахивал российским флагом, а Ян Гиллан во время гитарного соло в середине песни крутил в воздухе микрофонную стойку – любимую игрушку большинства вокалистов, не обременённых другими инструментами. Видимо, это должно было изображать колесо движущегося автомобиля. Следующий номер тоже был классическим и зажигательным – «Space Truckin’», украшенная соло на барабанах Яна Пэйса.

А потом, без перерыва, раскачки и речей грянула «Smoke on the Water»... Пели все, а после третьего куплета Гиллан умолк, и зал пел вместо него. Вокалист вышел к краю сцены и несколько раз прикладывал руку к уху, делая вид, что ничего не слышит. Но вот закончилась песня, Гловер и Морз бросили в зал медиаторы, группа покинула сцену... Но все знали, что они ещё выйдут «на бис». Группа не стала долго терзать зрителей, и уже через минуту вернулась.

Выход «на бис» продлил концерт ещё почти на полчаса. Первой была исполнена разухабистая песенка «Speed King» - одно из первых творений Гловера и Гиллана после прихода в «Deep Purple». Два весёлых куплета, основанных на пародировании классических рок-н-ролльных песен «Маленького Ричарда» Пеннимана, сменились длинной инструментальной «дуэлью» между Морзом и Эйри. Морз играл на гитаре какой-нибудь замысловатый рифф, замолкал и смотрел на Эйри, а тот повторял сыгранное уже на клавишных. Следом выступил Роджер Гловер с длинным соло на бас-гитаре. Ян Пэйс в это время играл для поддержания ритма простой «квадрат», а остальные музыканты ушли в заднюю часть сцены – выпить воды. Потом, они, естественно, вернулись – и, словно напоминая о корнях «Короля скорости», заиграли попурри из старых рок-н-ролльных песен. Ещё через несколько минут, словно вспомнив про то, что надо всё-таки закончить начатое, группа снова «вывернула» на песню «Speed King». В итоге эта композиция звучала более пятнадцати минут!

После неё группа сыграла «Hush» - единственную за вечер чужую песню (не считая рок-н-ролльных фрагментов, врезанных в «Speed King»), и единственную песню, оставшуюся от самого первого состава и самого первого альбома группы. От тех далёких времён остался один лишь барабанщик Ян Пэйс... Дон Эйри во время этой песни отличился тем, что играл не пальцами, а локтями, демонстрируя своё мастерство. Но вот закончилась и эта песня. Всё? Или нет? Нет! Группа собралась исполнить ещё одну песню, и почти все уже знали или догадывались, какую именно. «Black Night», с удлинённой за счёт гитарного соло последней частью, - последний аккорд концерта, за ней – прощальная речь Гиллана, благодарившего зрителей за внимание... Зрители, все до одного, встали и приветствовали музыкантов бурной овацией. Наиболее удачливые из них смогли поймать брошенные в зал барабанные палочки, медиаторы – Гловер прошёлся вдоль сцены и бросил в зал полдюжины – или даже футболку. Теперь концерт действительно закончился. Два часа пролетели, как один миг.

... Получасом позже у метро «Проспект Большевиков» снова звучит музыка «Deep Purple» - видимо, хозяева палатки всегда включают музыку исполнителей, дающих в этот день концерт в «Ледовом». На сей раз звучит «Smoke on the Water», её сменяют «Child in Time» и «Highway Star». Собравшиеся – в большей их части можно безошибочно узнать по виду поклонников рок-музыки – дружно подпевают голосу Яна Гиллана, записывавшего эти песни в начале 70-х годов, так же, как подпевали самому Гиллану совсем недавно. Трое парней на крыльце палатки довольно натурально изображают Гиллана, Блэкмора и Гловера – наградой им служит весёлый смех и аплодисменты. И уже на платформе метро то и дело мелькают люди в банданах и футболках с надписью «Deep Purple». Великая группа нашла сотни тысяч поклонников в России – может, это символично? Группа, прошедшая через чёрные и белые полосы, распады и воссоединения – и наша великая страна с её трудной историей...

Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях