Второго и третьего августа Госдума принимает во втором и третьем чтениях пакет законопроектов о «монетаризации льгот». Это означает, что льготы будут заменены на живые российские рубли.
Второго и третьего августа Госдума принимает во втором и третьем чтениях пакет законопроектов о так называемой «монетаризации льгот». Это означает, что со следующего года различные льготы, имеющиеся сейчас у пенсионеров, инвалидов, студентов и др., будут заменены на живые российские рубли.
Скорость нужна при ловле блох
Напомним, что в первом чтении законодатели рассмотрели законопроекты ровно месяц назад – 2 июля. После чего Госдума должна была пойти на каникулы. Но, видимо, крайняя необходимость принять более 150 законов из этого списка заставила российских депутатов пожертвовать своими отпусками. Необходимость была вызвана тем, что правительству было важно иметь эти законы утвержденными – иначе невозможно было бы составить бюджет страны на 2005 год так, как хотелось бы Кремлю (а именно – с уже включенными в бюджет компенсационными выплатами и отмененными льготами), и внести его в Госдуму 26 августа.
Между тем уже после первого чтения по всей стране разразилась серьезная политическая и социальная буря. Некоторые партии, общественные организации, местные парламенты, профсоюзы подвергли резкой критике громадное большинство положений этих законопроектов. В Совете Федерации лишь представители 10 региональных ЗакСов положительно отнеслись к разработанной концепции (в Петербурге наши депутаты решили обратиться с протестом лично к президенту и премьер-министру). Крайнее недовольство отменой льгот в предлагаемом правительством РФ виде высказали общественные объединения ветеранов, правозащитное общество «Мемориал», в общем практически все организации, которые в принципе должны отстаивать социальные интересы граждан, получавших от государства вполне залуженные льготы.
Изрядно досталось новым законопроектам даже... от партии «Единая Россия», которая, обладая парламентским большинством, ровно месяц назад довольно быстро протащила их в первом чтении. «Медведи» в минувший четверг даже провели в Москве некое подобие съезда, куда пригласили и всех региональных партийных лидеров, чтобы успеть до 2 августа внести консолидированные поправки к законопроектам. Но «партию власти» можно понять: Кремль велел принять законы быстро - и приняли. А теперь можно и покричать, что больше всего поправок навносили именно от «Единой России». Типа затесавшихся в законы «блох» отловили мы.
При этом, якобы, судьба законопроектов становится уже плодом совместного творчества правительства, Госдумы (читай: «Единой России») и Совета Федерации. Тех самых органов, которым сверху всё виднее. Потому и нужен был этот короткий месяц между чтениями, чтобы ни регионы не успели толком осознать, что происходит, ни граждане России не успели понять, что их ждет.
Народ поделили
Наибольший шум вызвали те законопроекты, которые касаются замены льгот на «живые» деньги, хотя по сути нововведения коснутся не только системы социального обеспечения, но и практически всех остальных сфер жизни российских граждан. По словам члена Комитета ГД по бюджету и налогам Михаила Задорнова, предстоит «законодательная революция и перестройка государственной политики в предоставлении жилья, в образовании, науке, здравоохранении... Решения, принятые Думой, затрагивают не только льготников, но, по существу, все население».
Некоторые особо выдающиеся положения грядущих монетаризационных реформ стоит напомнить. Сейчас в России насчитывается около 30 миллионов льготников. Федеральные власти выделяют из этого числа примерно треть (14 категорий) и гарантируют им денежные компенсации в размере от 500 (доноры) до 3500 рублей в месяц (Герои РФ, СССР, Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы). При этом государство в следующем году будет удерживать из этих сумм по 440 рублей в месяц – так называемый «пакет социальных гарантий», полученный из расчета затрат на лекарства (350 рублей), на санитарно-курортное лечение (50 рублей) и на поездки на транспорте (40 рублей).
Судьба остальных бывших льготников отдается на усмотрение региональных властей, а это как минимум такие категории, как труженики тыла, ветераны труда и репрессированные. И определять размер выплат для них должны будут местные власти. Причем определять срочно, поскольку эти суммы должны быть заложены в региональные бюджеты. Председатель Комитета по законодательству ЗакСа Петербурга Игорь Михайлов уже выразил свое мнение, что для того, чтобы успеть сделать это до осени, нужно будет разработать и принять более тысячи поправок к совершенно различным городским законам.
Кстати, Михайлов отметил еще несколько важных деталей предстоящей монетаризации россиян. Все компенсации из центра будут иметь адресный характер. То есть местные власти должны будут лично зафиксировать факт наличия человека, обладающего правом на федеральные деньги. Затем они же должны дождаться этих денег из Москвы, лично «донести» их до конкретного лица и выслать в Москву отчетность о проделанной работе. Можно представить себе, что будет твориться с реальным получением денег.
Впереди большая ломка
Хочется обратить внимание еще на ряд существенных положений новой социальной политики правительства России. В первоначальном варианте отменялось такое понятие, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), и изменялось построение единой тарифной сетки (ЕТС). То есть ЕТС оставалась только для федеральных служащих, а все вопросы, связанные с размером, системой оплаты труда, индексации зарплат, должны будут приниматься опять же на региональном уровне. По сути если раньше хоть какой-то жизненный минимум гарантировали федеральные власти, то теперь они самоустраняются от этого процесса. Хватит у региона денег – значит, пенсионеры будут жить получше, не хватит – увы! Хотя поправки о возвращении общероссийского МРОТа в Госдуму все-таки ко второму чтению были внесены.
Тенденция характерна – свалить на местные власти как можно больше. Интересно при этом, что этот подход – не волюнтаризм, а четкая законодательная политика нынешнего руководства страны. Принимаемые законы – лишь следствие того, что произошло в Госдуме еще полтора года назад. А тогда были приняты законы о местном самоуправлении и об организации органов государственной власти в регионах. Они вступают в силу с 1 января будущего года и довольно четко разделяют полномочия различных уровней власти и соответственно те обязательства, которые несут перед жителями страны эти власти и их бюджеты.
Именно поэтому Петербургу (как и всем остальным) с будущего года придется самому заботиться о льготах по ЖКХ, о ежемесячных пособиях на детей, нести ответственность за детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и даже за обеспечение детским питанием.
Незавидная судьба, кстати, ждет и студентов. Отменяется право на льготный проезд на транспорте. Ликвидируются выплаты на питание. Кстати, у учителей отнимают гарантии по оплате их труда и социальной поддержке, а у самих учреждений образования – налоговые льготы и возможность самостоятельно распоряжаться заработанными средствами...
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру
Полную версию материала «Рынок вместо льгот» можно прочитать в N29(108) еженедельника «Ваш тайный советник», от 2 августа 2004 года.
Компенсационные выплаты (по данным правительства РФ)
Категория | Численность (тыс.чел)* | Размер выплат (руб./мес.) | Расходы федерального бюджета (млрд.руб.)* |
Инвалиды войны | 966,8 | 2000 | 23,2 |
Участники ВОВ | 100,0 | 1500 | 1,8 |
Ветераны боевых действий | 147,3 | 1100 | 1,9 |
Проходившие военную службу во время ВОВ не в действующей армии | 90,8 | 600 | 0,7 |
Работавшие во время войны на военных объектах | 19,2 | 600 | 0,1 |
Члены семей погибших инвалидов, участников войны и боевых действий | 181,3 | 600 | 1,3 |
Герои СССР, РФ, соц.труда, кавалеры ордена Славы | 4,2 | 3500 | 0,2 |
Инвалиды 1-й группы | 1099,0 | 1400 | 18,5 |
Инвалиды 2-й группы | 6810,0 | 1000 | 81,7 |
Инвалиды 3-й группы | 1000,6 | 800 | 19,2 |
Дети-инвалиды | 641,9 | 1000 | 7,7 |
Чернобыльцы | 1379,9 | 1700 | 8,1 |
Доноры | 577,6 | 500 | 3,5 |
Жители блокадного Ленинграда | 252,0 | 1100 | 3,3 |
Труженики тыла | 9529,2 | ** | ** |
Репрессированные | 1802,9 | ** | ** |
Ветераны труда | 9361,4 | ** | ** |
* - цифры могут быть уточнены в результате выверки пересекающихся категорий
** - выплаты и расходы устанавливаются региональными властями