Изюминкой церемонии открытия фестиваля "Золотая маска" в Москве стали костюмы и фрагменты из театрально-циркового представления "Кракатук" Андрея Могучего. Москвичи были заворожены увиденным, но сам "Кракатук" им предстоит увидеть еще не скоро. Премьера состоится в Петербурге 10 июня.
Главная идея этой постановки – необычный синтез многих жанров. Цирка, театра, модерн-данса, современного мультимедийного и изобразительного искусства. "Исходной мотивацией", по выражению режиссера, явилась сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Постановкой действа (спектаклем его назвать сложно) занимался известный и весьма радикальный театральный режиссер Андрей Могучий (в его копилке и «Золотая маска", и "Золотой софит", и премии европейских фестивалей). Но считать "Кракатук" проектом Могучего нельзя.
Изначальная идея принадлежит Олегу Чеснокову. Последние три года он был продюсером фестивалей российского искусства во Франции и генеральным продюсером "Фабрики искусств" (Чесноков очень просил не путать с "Фабрикой звезд"). Занимался он проектом три с половиной года. И только два года назад была подключена творческая группа в лице Андрея Могучего и театрального художника Александра Шишкина (тоже лауреат всевозможных премий, известен по работе с Юрием Бутусовым, Константином Райкиным, Крамером, Мариинским театром в его московской постановке "Годунова"). Задача была поставлена – сделать мультимедийно-цирковой спектакль по сказке Гофмана. Зрелищный, необычный для российского театра и цирка и "конвертируемый" для западного зрителя. Творить предстояло в заданных рамках.
Андрей Могучий говорит, что некоторый внутренний конфликт был. И он, и Александр Шишкин привыкли самовыражаться в драматической области и работать с драматическими актерами. А тут предстояло делать шоу. И работать с выпускниками цирковых и спортивных вузов, за два года работы над спектаклем, правда, ставшими актерами "Фабрики искусств".
О назначенной на 10 июня премьере создатели "Кракатука" говорят громкими фразами. ’Мировая премьера" (чем она отличается от просто премьеры, объяснить они затруднились). "Впервые в России цирковой трюк станет языком передачи театрального сюжета" (хотя Юрий Анненков и делал это в 20-х годах в своем экспериментальном театре).
Музыкальной основой для спектакля стала музыка Чайковского. Только в современной электронной обработке. Сказка Гофмана явилась источником вдохновения, а в результате получилась киберсказка о современной городской девочке Маше. Мыши кстати тоже будут не простые а "кибер". С мониторами в головах. (Хотя будут и обычные крысы. Настоящие. Если к тому времени их еще не всех вытравят).
Армия кибермышей будет сражаться в воздухе с армией игрушек. Во время волшебных сцен любви герои тоже будут летать, все будет полыхать огнем и вскипать пеной. Можно ли это все смотреть детям, создатели пока не уверены. Продюсер считает, что с 6 лет - вполне, а по мнению Андрея Могучего, и "взрослые" дети вполне могут испугаться.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру