Госдума вместе с правительством сделали еще один важный шаг на пути укрепления демократии в стране и строительства гражданского общества. Если у них все получится, а сомневаться в этом почти не приходится, то гражданам, то есть нам, будет запрещено проводить массовые акции около резиденций госвласти и иностранных посольств, а также вблизи опасных объектов, на путепроводах дорогах и магистралях. Применительно к Петербургу это фактически означает, что демонстрации и пикеты можно будет устраивать лишь во дворах и парках или на стадионах. Остаются еще реки и каналы, но они могут оказаться магистралями, только водными.
Сегодня нижняя палата парламента подавляющим большинством голосов приняла в первом чтении проект закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Документ предложен правительством и, судя по всему, исполнительная и законодательная власть нашли друг друга.
Законопроект обозначает места, где запрещается проводить указанные мероприятия. К таким местам, в частности, относятся территории, примыкающие к резиденциям, посольствам, представительствам власти, а также к опасным и вредным производствам и объектам, культовые здания и прилегающие к ним участки. Иначе говоря, если закон будет принят, этот перечень распространится на резиденцию президента России, здания федеральных органов власти, администрации субъектов федерации, районные администрации (в Москве и Петербурге) и дипмиссии. Под категорию опасных и вредных объектов и вовсе можно подвести добрую половину территории страны.
До сих пор порядок проведения массовых акций регламентировался соответствующим указом президента. Как и проект закона, он предусматривал уведомительный характер объявления о проведении акций не позднее, чем за 10 дней до мероприятия. Правда, Указ не содержал ограничений для организации пикета. В Петербурге на этот счет действовало соответствующее распоряжение губернатора, подписанное несколько лет назад Владимиром Яковлевым. Распоряжение противоречило президентскому Указу, потому что городские чиновники требовали десятидневного предуведомления и на пикеты. Кроме того, они оставляли за собой право согласования мероприятий. В результате, говорит Руслан Линьков, сопредседатель партии «Демократическая Россия», имеющий большой опыт в проведении уличных акций, «не согласовывались уведомления, которые были политически не выгодны горадминистрации».
Принятый в первом чтении закон касается не только митингов и демонстраций, но и пикетов. Под определение пикетчика теперь попадет даже один человек с наглядной агитацией. Впрочем, пикет, как форма быстрого реагирования общественности теряет всякий смысл, если о нем требуется уведомить загодя.
Кроме того, формулировки документа оставляют базу для чиновничьего произвола.
Несмотря на уведомительный характер, у власти остается право запретить проведение мероприятия, если цели и формы его проведения "противоречат положениям Конституции, общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Вдобавок, организаторы обязаны указать: "формы и методы гарантированного обеспечения организатором (организаторами) общественного порядка, организации медицинской помощи ".
Сопредседатель правозащитной организации «Гражданский контроль» Юрий Вдовин считает, что предусмотренные в законопроекте ограничения лишают смысла проведение общественных акций: «налицо продолжение наступления на конституционные права граждан и воссоздание основных принципов тоталитарного государства. Эти действия происходят на фоне удивительно правильных слов, которые говорит президент».
Если закон будет принят, то чиновники смогут вздохнуть с облегчением. Вид из окон их кабинетов точно не испортят митинги недовольных уплотнительной застройкой или отсутствием коммунальных услуг, не говоря уже о потенциальных политических оппонентах, требующих каких-то прав и свобод.
Тем не менее, создается впечатление, что власть почему-то боится своих сограждан. И, пытаясь отгородиться от избирателей, толкает некоторых из них к внесистемным действиям.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру