На прошедшей неделе депутаты Госдумы приняли сразу в трёх чтениях конституционный закон о создании Пермского края, в который войдут Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область. Теперь по отработанной схеме в России начнётся плавный процесс укрупнения регионов.
О том, что регионы будут укрупнены, стали говорить ещё в 2000 году, когда появились знаменитые федеральные округа. Президент посадил туда своих полпредов, чтобы они наблюдали за соблюдением региональными лидерами федерального законодательства. Повод контролировать «региональных баронов» у Владимира Путина был достаточно веский. За время правления его предшественника губернаторы и президенты национальных республик не сильно старались соблюдать конституцию и федеральные законы. До поры на это мало кто обращал внимание, так как слабая центральная власть, была не в состоянии контролировать местные законотворческие процессы. Господину Путину в этом плане повезло больше – кредит народного доверия позволил ему добиться приведения в соответствие региональных нормативно-правовых актов, поставить под контроль действия губернаторов и даже не допустить переизбрание некоторых одиозных (по мнению Кремля) личностей. Это было первым этапом подчинения региональной политической элиты воле Москвы.
Проводя первичную зачистку регионального правового пространства, Кремль лишил губернаторов статуса федеральных политиков. Но они ещё могли доносить свою точку зрения на многие вещи через Совет Федерации, в котором заседали сенаторами. Часто высказывали мнение, отличное от позиции Кремля. Это никак не могло устроить новое федеральное руководство, оставившее губернаторам в этой новой властной конструкции роль слушателей высшей государственной воли. В итоге хозяевам краёв и областей разрешили посылать в Совет Федерации своих представителей. Верхняя палата парламента была низведена до уровня штамповочного цеха, механически одобряющего приходящие из Госдумы законопроекты.
Теперь настала очередь укрупнять регионы. В Кремле – возможно, справедливо - считают, что трудно управлять страной, в которой 89 субъектов федерации. Вот если сделать вполовину меньше, тогда и система управления страной станет эффективнее. Конвейер объединения уже медленно, но верно начинает свою работу. Первым его готовым продуктом должен стать Пермский край. Оказалось, что регионы объединять несложно. Хотя и процесс этот небыстрый. Для начала принято решение: что нынешние главы ещё раздельных субъектов досидят до окончания сроков своих полномочий, то есть до первого декабря 2005 года. Правда губернатор Пермской области Юрий Трутнев недавно возглавил министерство природных ресурсов, и президент назначит исполняющего обязанности главы области, который будет работать до 1 декабря 2005 года (такую поправку в законопроект депутаты уже приняли). Но и после этой даты не произойдёт окончательного объединения регионов. До 2007 года они будут жить с раздельными бюджетами, а потом ещё 2 года дотации из федерального бюджета будут поступать не в «общий котёл», а в бюджеты бывших регионов, ставших административными единицами нового субъекта.
Москва может обратить свои взоры на другие регионы, которые по её мнению слишком малы, чтобы быть самостоятельными. В этой связи на Северо-Западе уже озвучивалось несколько идей по слиянию субъектов. В 2001 году тогдашний полпред президента Виктор Черкесов предлагал объединить Псковскую и Новгородскую области под предлогом того, что экономическое развитие на Псковщине оставляет желать лучшего и нужно прикрепить эту территорию к более сильному в экономическом плане соседу. Тогда эта идея не могла осуществиться, ведь не был пройден этап усмирения губернаторов и построения вертикали власти. Теперь всё по-другому, ни один губернатор даже в мыслях не посмеет ослушаться воли Владимира Путина.
Давно витает в воздухе идея объединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Мысль о таком объединении публично в конце декабря высказал полпред президента в СЗФО Илья Клебанов. Не исключено, что эта идея может встретить некое сопротивление, как со стороны администрации НАО, так и со стороны нефтяных компаний, занятых разработкой месторождений в округе. Однако ни тех, ни других, серьёзными политическими игроками назвать нельзя. По нашим данным, в Москве рассматривают идею объединения НАО и Архангельской области, как «пилотный проект» на Северо-Западе, реализация которого откроет дорогу для слияния других субъектов.
И наконец ещё со второй половины 90-х неоднократно высказывалась идея об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Обычно, как только у нас начинали говорить об объединении, значит скоро те или иные выборы. После выборов об этом забывали до приближения следующей избирательной кампании. Сейчас все выборы закончены и можно по традиции прекратить подобные разговоры. Так считают руководители города и области. В Смольном говорят, что объединение - дело не ближайшего будущего. Матвиенко и Сердюков только что избраны губернаторами, и им ещё долго работать. Кроме того, нужно потренироваться на ком-то поменьше. Помните, ещё господин Клебанов говорил, что не время объединять такие крупные субъекты, а нужно начинать с малых.
Когда-нибудь нас, конечно, объединят – такова воля Кремля, её у нас принято выполнять, а не обсуждать. Проблема заключается в другом: какого эффекта ждут высшие руководители страны от объединения регионов. Проблема даже не в объединении Петербурга и Ленинградской области. Сейчас в центре бродит несколько идей перекройки региональной карты. Самая парадоксальная из них заключается в создании семи-восьми губерний с назначаемыми президентом губернаторами. По такому принципу была устроена система управления территориями в царской России в 18 веке, а тогда Российское государство, как известно, было абсолютной монархией. К началу 20 века в стране было около сотни губерний, границы которых почти полностью соответствуют нынешним областям. Поэтому недальновидно было бы наступать на старые грабли, которые нам подкинул ещё Пётр I.
Вторая идея, бродящая в высоких кабинетах, заключается в частичном укрупнении регионов и назначении губернаторов из Москвы. Самое интересное начнется тогда, когда очередь дойдёт до национальных республик. Если их объединить - это будет классический принцип построения империи: никаких национальных территориальных образований. Если такового объединения не произойдёт, то зачем вообще укрупнять субъекты?
В итоге модель объединения, скорее всего, будет более либеральной, чем выдвигаемые сейчас идеи. Региональные элиты, как всегда, сначала немного попугают радикализмом, а потом президент, опять же как всегда, успокоит общественность более нейтральным вариантом территориального переустройства и окажется либералом по сравнению с теми, кто предлагает вернуться в 18 столетие
Сергей Ковальченко,
Фонтанка.ру