Сегодня в Петербург приехала известная писательница Александра Маринина (ее настоящее имя - Марина Анатольевна Алексеева). Приезд ее связан с выходом новой книги "Соавторы" - 25-й из цикла о Насте Каменской. У популярной сыщицы в этой книге произойдет "кризис среднего возраста". Разговор с писательницей петербургские журналисты начали с темы денег...
- Что для вас деньги, Мария Алексеевна?
- Деньги для меня, в первую очередь, - возможность не иметь начальников. Делать то, что мне интересно. Во вторую – возможность помогать своим близким, родственникам, друзьям.
- Недавно некие журналисты подсчитали, что у вас уже должен быть солидный капитал. Речь шла о 5-6 миллионах долларов.
- Да, я видела эту публикацию. Сначала мне рассказали о ней те, кто случайно слышал по телевидению что-то мельком. А потом я попросила найти ее текст в Интернете. На самом деле, там было написано "если бы Александра Маринина свои книги издавала за рубежом, то уже заработала бы 5-6 миллионов долларов". Ключевые слова "за рубежом". Да и то, считавшие это не очень понимают разницу между твердыми и мягкими обложками (и именно так вышла почти половина моих книг). Даже за рубежом было бы миллиона три. Ну а учитывая разницу между ценой книг за рубежом и у нас - намного меньше.
- А сколько денег вам надо для счастья?
- Не знаю. Как я уже сказала, для меня главное - чтобы у моих близких была достойная жизнь. Я не могу так, чтобы у меня было все, а у других ничего. Тогда я не смогу быть счастлива. Вот сейчас у меня растет племянник. Ему уже 15 лет, скоро поступать в институт. Я понимаю - если он не сможет поступить в обычный вуз, то у его родителей нет денег, чтобы оплатить учебу в платном учебном заведении. А это значит - армия.
- А правильно ли так давать деньги? Не развращают ли человека деньги не заработанные?
- Не давать, а помогать. Как может заработать школьник? Пусть он даже захочет быть грузчиком, но чтобы стать хорошим грузчиком, надо учиться, надо пройти, например, курсы управления электрокаром. А где взять деньги? Вкладывать в образование - это необходимо. Остальное человек уже может сделать сам.
- Вернемся к вашей новой книге. В "Соавторах" вновь действует Каменская?
- У Каменской в "Соавторах" кризис среднего возраста. О кризисе среднего возраста у мужчин написано много. А у женщин ничего (я имею в вижу художественные произведения). Я не знаю почему. То ли, потому что наше общество считает неприличным говорить о женской физиологии. Даже о нижнем белье приличней говорить, чем о климаксе. То ли женщина сама себе боится признаться в том, что стареет. Когда моя мама прочитала новую книгу, она мне сказала:
- Маша, ты с у ума сошла! Зачем ты про это пишешь? Это совершенно не является для женщин такой уж проблемой
- Откуда ты знаешь? Да и не так там много, слово климакс всего три раза повторяется"
- Все равно. Никто из моих подруг мне про это не говорил!
Вот! Даже среди подруг эту тему обсуждать не принято. Сейчас как раз все мое поколение и я сама входит в этот средний возраст. Моя близкая подруга, тоже прочитав книгу, утверждает, что я все очень точно описала. Все переживания. А я подумала - "Что ж ты раньше то молчала? У тебя же нет никого ближе меня". У мужчин кризис среднего возраста проходит намного легче. Каждый год количество женщин, с которыми он может общаться, которых он может любить и обольщать, растет - новому поколению девушек исполняется 18 лет. А у женщин процесс обратный. Это не хорошо, и не плохо. Возможно, это объясняется эволюцией - от мужчины ребенок наследует социальный опыт, а от женщины здоровье. Потому общество приветствует ситуацию, когда муж много старше жены.
Пока мнения о "Соавторах" разделились. Например, молодым женщинам книга не очень интересна, им непонятны эти проблемы. Ругают, что мало детектива и слишком много Настиных переживаний. А женщины, уже вошедшие в этот возраст, благодарят. Говорят - поняли, что не одиноки в своих проблемах. В любом случае, мне было очень важно про это написать. Пусть говорят, что там слишком много о климаксе.
- Может вам взять, и, как Мадонне, написать книгу для девочек?
- Кстати, такая книга бы была нужна. Из-за информационной неподготовленности во многом и весь страх. Кстати, и мальчикам бы не помешала такая книга. Ведь именно Чистяков в книге помогает Насте победить проблемы и полюбить свой возраст. Я во многом написала эту книгу из-за того, что видела в Европе настоящую "красивую старость". Там ее незачем бояться, ее любить надо. Там старость не означает нищету, как у нас с советских времен. Там это означает свободное время для того, чтобы попутешествовать, узнать что-то, пожить в свое удовольствие. Видела я немецких старушек. Они совершенно не стесняются носить короткие юбочки, а уж если в кафе зайдут... мне страшно смотреть становится, я бы столько съесть не смогла. А молодость, она короткая - всего-то десять лет с 20 до 30.
Только я написать такую книгу не смогу, таланта не хватит. Известно ведь, что "для детей надо писать надо, как для взрослых, только лучше". Я и для взрослых-то, по мнению многих, не очень хорошо пишу. Правда, тут мнения разделились. Кому-то нравится мой язык, кто-то считает его серым и протокольным. Но писать для всех невозможно. Я, например, люблю Улицкую, но многие через ее прозу прорваться не могут. Хорошо, что на вкус каждого читателя найдется писатель, чтобы его удовлетворить.
- Сюжет "Соавторов" завязан на теме "литературных негров". Про вас тоже иногда говорят, что за вас работает бригада писателей, так как пишете вы очень много.
- Ну, про это даже не серьезно говорить. Вот Андрей Битов, настоящий литератор (в отличие от меня), подходил ко мне в Германии на книжной ярмарке и утверждал, что как эксперт может удостоверить - все мои книги написаны одним человеком. Я просто работаю много.
- А как и где пишете?
- На компьютере, на работе. Хотя какие-то из моих первых книг написаны на пишущей машинке или вовсе от руки. Не было тогда еще компьютера, не заработала. От руки, в общей тетради на 96 листов, написана "Игра на чужом поле". И половина "Украденного сна". Я тогда была в командировке в Италии, а там не было компьютеров с русским шрифтом. Купила себе блокнот и писала книгу в нем.
- Что значит - на работе?
- У меня есть рабочий кабинет. В офисе моего литературного агента. Каждый день, с понедельника по пятницу, с 10 до 18 часов, прихожу туда и работаю. Там стоит компьютер, на котором есть текстовой редактор и пасьянс - больше ничего. Первое - чтобы писать, второе - чтобы думать, когда происходит затык. Когда я не вижу сцены. Даже к телефону не подхожу, чтобы не отвлекаться, пока мне в стену мой агент не начнет стучать. Думать могу долго. Могу минуту, могу полчаса, могу и две недели. Но пока не пойму, что вижу сцену, дальше не пишу.
- А почему вы дома-то не работаете?
- Извините, но я в первую очередь не писатель, а жена своего мужа. Так что дома - никакой работы. Думать я, конечно, не перестану, но писать - только в офисе.
- И вам нравится ваша работа?
- В любой работе, даже самой любимой, бывает моменты, когда безумно устаешь. Но я ее люблю. Любить вообще, по-моему, самое главное. Любить близких, любить жизнь, любить дождик за окном и выглянувшее утром солнце. Я долго приходила к этому мировоззрению, в советском обществе нас учили совсем другому. Но много читала философов, утверждающих это, и постепенно приняла такие идеи.
- А есть у вас в Петербурге любимые места?
- За тридцать лет они, наверное, очень изменились. Да, пожалуй, у меня и в детстве любимым местам появиться было просто некогда. Учеба, бассейн, дом... я больше и не была нигде. А любимое место было на диване, с книжкой.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру