Главной интригой очередного пленарного заседания Законодательного собрания, безусловно, были выборы уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, которого пытаются избрать уже в седьмой раз. Порадовал и вице-спикер Юрий Гладков, который предложил коллегам объединить город и область.
Юрий Гладков уведомил коллег о том, что он принял решение внести в повестку дня следующего заседания вопрос о референдуме, об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В заявлении господина Гладкова сказано, что на такой шаг его подвиг удачный референдум по образованию Пермского края. Он состоялся в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе 7 декабря. Юрий Гладков считает, что тенденция к укрупнению регионов в целом и удачный Пермский опыт в частности, позволит провести такую же процедуру и в Петербурге. Особенно при поддержке губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Предлагается принять решение о референдуме не позднее 14 января и совместить его с выборами президента России, которые состоятся 14 марта 2004 года.
Однако в случае с новоиспечённым Пермским краем оба руководителя субъектов федерации высказались за объединение. Не было проблем и с назначением даты референдума в региональных парламентах. У нас ситуация несколько иная.
Экс-губернатор города Владимир Яковлев не раз предлагал объединить Петербург и Ленинградскую область, но всякий раз, дальше слов дело не шло. Областные власти и большинство депутатов Законодательного собрания города скептически относились к этой инициативе. Валерию Сердюкову не хотелось расставаться с губернаторским креслом, так как в случае выборов главы исполнительной власти новоиспечённого субъекта, основными избирателями стали бы жители Петербурга.
Городские народные избранники сетовали в свою очередь на то, что бюджету северной столицы придётся изрядно «похудеть» в случае такого объединения, так как экономический потенциал города и области несопоставим.
Сегодня коллеги Юрия Гладкова в кулуарах высказывали недоумение по поводу его инициативы. Одни предположили, что это самопиар господина Гладкова, который присоединился к стройному хору высоких московских чиновников, высказавшихся в том же духе. Другие вообще затруднились комментировать инициативу вице-спикера. В любом случае, это интрига следующего заседания.
Самым ярким событием дня стало обсуждение кандидатов на должность уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. На хлопотный пост защитника народа от произвола претендовало 12 человек. Традиционно уполномоченным жаждали стать адвокаты, бывшие и действующие депутаты Законодательного собрания, муниципалы и городские сумасшедшие. Череда очевидных аутсайдеров в своих выступлениях провозгласила тезис, что город не может дальше оставаться без уполномоченного, и каждый призывал голосовать за себя.
Порадовали своими выступлениями Рудольф Каграманов, называющий себя королём скандалов, и председатель антибольшевистской партии Василий Терентьев. Каграманов кричал, скандалил и поносил чиновников, а Терентьев спел песенку про зарвавшихся смольнинских казнокрадов и спасителей от них – депутатов. Однако шоуменов это не спасло. Они не вышли во второй тур.
Как и ожидалось, фаворитом в гонке стал Леонид Романков, которого выдвинули на этот пост 32 депутата и множество общественных и правозащитных организаций. Господин Романков отметил, что «уполномоченный не обладает реальными рычагами власти, но должен обладать авторитетом, для защиты прав человека». Его кандидатуру поддержали 26 законодателей. Кандидат Смольного, заместитель председателя городской избирательной комиссии Дмитрий Краснянский сумел заручиться поддержкой 19 депутатов.
После первого тура голосования звучали предложения сразу провести второй тур, в котором один из кандидатов должен победить, набрав 26 голосов депутатов. Но Игорь Михайлов от имени фракции «Спортивная Россия» взял перерыв, и руководители фракций собрались в кабинете Вадима Тюльпанова на совещание по этому поводу. Через полчаса стало известно, что принято решение провести второй тур выборов уполномоченного через неделю. Такой тайм-аут необходим Смольному, чтобы поработать с депутатами для победы своего кандидата Дмитрия Краснянского. В случае, если бы голосование состоялось сегодня, с большой долей вероятности можно было прогнозировать победу Леонида Романкова. Теперь всё будет зависеть от сговорчивости парламентариев, тяготевших к его кандидатуре, и искусства представителей исполнительной власти в их убеждении.
Есть и третий путь. Парламентарии могут провалить обе кандидатуры, как это делалось уже пять раз в прошлом созыве и один в этом. В любом случае, развязка интриги наступит на следующем заседании.
Сергей Ковальченко,
Фонтанка.ру