Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus "ЗОЛОТОЙ СОФИТ" В МОРСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

"ЗОЛОТОЙ СОФИТ" В МОРСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

264

Вручение высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит» состоялось в понедельник в Александринском театре. Церемония награждения считается своеобразным подведением итогов театрального сезона 2002-2003.

То, что в Александринском театре намечается крупное мероприятие, было видно издалека: с фронтона здания в темное небо взмывали два танцующих световых луча. Возле главного входа толпились люди, то и дело подъезжали машины и автобусы с гостями. В торжественном ало-золотом зале театра яблоку негде было упасть.

Церемония началась с минуты молчания: собравшиеся отдали дань уважения памяти сразу трех деятелей культуры, скончавшихся в течение последних дней: артиста Ивана Дмитриева, актера и писателя Леонида Филатова и режиссера Элема Климова.

Нынешняя - девятая по счету - церемония вручения "Золотого Софита" - проводилась в юбилейный для Петербурга год. А всем известно, что царь Петр задумывал город на Неве еще и как морскую столицу России. Поэтому, дабы угодить юбиляру, церемония была оформлена в морском духе: на лестницах театра дежурили матросы в парадной форме. На сцене Александринки беззвучный ветер вздувал белые паруса - немного потрепанные и дырявые – какими и полагается быть полотнищам на бывалом корабле.

Грянула музыка, занавес-парус уплыл вверх, и из глубины сцены на деревянном каркасе корабля к публике выплыли номинанты и участники церемонии. Ведущие - актер Александринки Николай Буров и актриса БДТ Александра Куликова - тоже были наряжены в морскую форму. Причем китель Бурова от номинации к номинации "возрастал" по рангу. Александра поначалу и вовсе была наряжена юнгой, а ведущий до поры-до времени старательно "не замечал" подмены мальчика девочкой.

Номинантов представили и они сошли в зрительный зал - дожидаться своей участи. Корабль уплыл обратно, в туман, а ведущие приступили к объявлению первой номинации.

Первыми награды получили люди, которые всю жизнь играют в куклы, ничуть этого не стыдятся и даже получают за это премии. Так, в номинации "Лучшая роль в театре кукол" премию получила Эмилия Куликова за "исполнение" Дракона Габанека в спектакле Кукольного театра сказки "Приключения незадачливого дракона". Для благодарственного слова ведущий предложил Куликовой...рупор, пояснив, что в него говорить неудобно, а значит, слов будет меньше. Победительница не разочаровала.

Премию "Лучший театральный ансамбль в театре кукол" получил музыкальный ансамбль спектакля "Мальчик и ночь" (Театр драмы и кукол "Святая крепость").

В заключении "кукольных" номинаций была показана небольшая кукольная постановка, названная почему-то «Болеро» - видимо, из-за использования мотивов произведения Равеля. В кукольном театре я, надо сказать, не была довольно давно, поэтому за разворачивающимся на сцене действом следила с большим любопытством. Сначала из темноты показались фигурки, напоминающие сперматозоиды: хвостатые перламутровые капли трепыхались в воздухе и чрезвычайно оживились при появлении шара, который, как мне показалось, должен был символизировать яйцеклетку.

Видимо, моя ассоциация была верной, так как от слияния получился младенец. Новорожденный тут же обзавелся сачком и отправился ловить бабочек, порхавших вокруг него, после чего оборвал насекомым крылья. Далее действо переместилось в подводное царство: тут уже под «Болеро» вытанцовывали рыбы. Финал тоже был печальным: одна из хвостатых танцовщиц гибла в лопастях винта какого-то механизма.

После печального спектакля церемония покатилась своим чередом. Следом за кукольными спектаклями настала очередь оперы и балета. В номинации "Лучшая оперная роль" премию получила Лариса Шевченко - за исполнении партии принцессы Турандот в одноименной опере, поставленной в Мариинском театре. Лучшим оперным спектаклем стала все та же "Турандот". "Лучшей балетной ролью" была признана партия Линн в исполнении Веры Арбузовой в балете "Кто есть кто" (Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана). В номинации "Лучший балетный спектакль" победу одержала постановка "Принцесса Луны или история Такэтори" (Театр оперы и балета им. Мусоргского).

Номинацию "Лучшая работа дирижера" "юнга"-ведущий объявила, размахивая сигнальными флажками. Вручать приз победителю на сцену поднялся директор петербургской Консерватории Сергей Ралдугин, который объявил, что в недавнем прошлом сам был артистом оркестра и работал со всеми этими дирижерами - а теперь они все у него в руках. Директор консерватории подразумевал конверт с именем лауреата. А победителем в данной номинации стал Валерий Гергиев - за целый ряд спектаклей, опередив Андрея Аниханова (Театр оперы и балета им.Мусоргского) и Александра Сладковского (Театр оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории).

К сожалению, далеко не все номинанты и победители смогли присутствовать на церемонии вручения "Золотого софита" - в силу разных обстоятельств. Многие из них, как выяснилось, отправились на фестиваль в Берлин. Сколько ни искали их ведущие в зале - даже с помощью бинокля, - некоторых победителей найти так и не удалось. Впрочем, предназначенные им статуэтки ведущие пообещали передать из рук в руки, а до поры-до времени хранить в надежном месте: в сейфе Союза театральный деятелей. Благо сейф, обмолвился Николай Буров, все равно пока пустует...

Впрочем, отсутствие одних знаменитостей в значительной степени компенсировалось присутствием других: на сцене Александринки появлялись Кирилл Лавров, Андрей Толубеев, Екатерина Максимова, Людмила Касаткина. В кулуарах была замечена Алиса Фрейндлих, которая, кстати, является членом Номинационного совета "Золотого Софита".

Номинация "Лучшая работа художника" стала в каком-то смысле связующей между музыкальным и драматическим блоками. Лучшей работой художника в музыкальном театре был назван Вячеслав Окунев - за спектакль "Кто есть кто" (Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана). В номинации "Лучшая работа художника в драматическом театре" приз завоевал Александр Боровский за сценографию к спектаклю "Ревизор" (Александринский театр).

В юбилейный год не обошлось без сюрпризов. Так, городской Комитет по культуре, оказывается, объявил конкурс на лучшую театральную постановку, посвященную городской тематике, выполненную в 2002-2003 годах. Из множества работ были выбраны три постановки, за которые создателям были вручены премии на общую сумму миллион рублей. Лауреатами в этой области стали театр «Потудань» – за спектакль «Невский проспект», театр-Фестиваль «Балтийский Дом» - за постановку «Русский царь» и театр им. Ленсовета – за спектакль «Владимирская площадь». Всем им были вручены чеки на суммы в 250 и 500 тысяч рублей.

"Драматический" блок, пожалуй, вызывал интерес у большинства собравшихся. Открылся он оглашением победителя в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле». Лауреатом стала Ксения Раппопорт – за роль Елены Андреевны в спектакле «Дядя Ваня» в постановке Льва Додина (Малый Драматический театр. Театр Европы). «Золотой софит» за лучшую мужскую роль получили сразу два актера – что тоже стало новшеством в истории церемонии. Победителями стали Сергей Мигицко – за роль Фредерика Леметра в спектакле «Фредерик или Бульвар преступлений» (Театр им. Ленсовета) и Сергей Паршин – за роль Городничего в «Ревизоре» (Александринский театр).

Сергей Мигицко признался, что награды выше он еще никогда не получал и добавил, что за них с Паршиным, наверное, больше всего радовалась бы комендант общежития театрального института – оба Сергея жили там в одной комнате. етра в спектакле «Фредерик или Бульвар преступлений» (Театр им. Ленсовета) и Сергей Паршин – за роль Городничего в «Ревизоре» (Александринский театр). Сергей Мигицко признался, что награды выше он еще никогда не получал и добавил, что за них с Паршиным, наверное, больше всего радовалась бы комендант общежития театрального института – оба Сергея жили там в одной комнате.

Интересная находка: во время вскрытия конверта с именем лауреата, раздавался четкий звук метронома, имитирующий стук сердца. Правда, этот пульс был достаточно ровным – чего наверняка нельзя сказать о номинантах премии: большинство из них совершенно открыто волновались за себя и коллег. Впрочем, и радовались своим и чужим успехам они тоже искренне.

В номинации «Лучшая работа режиссера» премия досталась Льву Додину – за спектакль «Дядя Ваня» (Малый Драматический театр. Театр Европы). Лучшим спектаклем на малой сцене стала «Бесприданница» в постановке Анатолия Праудина (Театр-фестиваль «Балтийский Дом». Экспериментальная сцена).

Кульминацией церемонии награждения стало объявления лучшего драматического спектакля на большой сцене. И в этой номинации «Золотой софит» достался спектаклю, поставленному в стенах театра-хозяина нынешней церемонии – Александринского: лауреатом стал «Ревизор» в постановке Валерия Фокина.

Имена двоих лауреатов специальных премий номинационного совета «Золотого софита» были известны заранее. И все равно, когда на сцену для получения премии «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга» поднялся режиссер Зиновий Корогодский, его волнение передалось всем. Режиссер говорил практически шепотом – как выяснилось, накануне он потерял голос. Взволнованный мэтр признался, что о вручении ему "Золотого Софита" он знал давно, но считал это розыгрышем. Гости церемонии приветствовали лауреата, аплодируя ему стоя.

Еще два специальных приза были вручены председателю Совета директоров ОАО «Трехгорная мануфактура» и «Александро-Невская Мануфактура» Лолите Данилиной – «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Кстати, победителям в номинациях «Лучший художник» от указанных предприятий были учреждены специальные призы: по 1,5 тысячи метров ткани для театральных нужд.

Премия имени Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» в этот раз уехала в Москву – к режиссеру Ленкома Марку Захарову. Сам Марк Анатольевич в Петербург на церемонию приехать не смог из-за плохого самочувствия. Премию за него получил художник Ленкома, который передал Питеру низкий поклон от московского режиссера.

Надо сказать, что морская тематика церемонии была выдержана безупречно: в промежутках матросы танцевали "Яблочко", трио певцов в пиджаках и "бабочках", но в тельняшках – хорошо поставленными голосами исполнили попурри из песен водно-моряцко-речной тематики. Романтические строчки "Мы на лодочке катались...Не гребли, а целовались", пропетая двумя солидными мужчинами вызвала в зале веселый смех...

Под конец церемонии бывшие номинанты – нынешние победители снова выплыли к зрителям на корабле. В воздух взмыл золотисто-бумажный фейерверк.

Итоги театрального сезона 2002-2003 – юбилейного для Петербурга - можно считать подведенными. В данный момент они уже стали историей. Следующая церемония вручения «Золотого софита» станет юбилейной уже для самой премии: в 2004-м году она будет вручаться в 10 раз.

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях