В кинотеатре «Аврора» начался показ фильма, о котором последнее время говорили очень много – «Бедный, бедный Павел». Проект, снятый студией «Ленфильм» и посвященный юбилею города, был продемонстрирован на ряде кинофестивалей, снискал одобрение специалистов и наконец добрался до Петербурга.
Исторические фильмы, как мне кажется, оценивать и рецензировать довольно трудно. Прежде всего, наверное, – из-за удаленности событий и персонажей, которых мы уже подсознательно воспринимаем как некие музейные экспонаты. Да ведь и историю не повернуть вспять. Поэтому когда на экране видишь живой человеческий характер со всеми его достоинствами и недостатками – почему-то всегда удивляешься своему сопереживанию. Именно таким – живым, а не картинным - предстает в картине Виталия Мельникова император Павел I.
Возможно, в рамках фильма создателям ленты просто не хватило времени, чтобы показать все царское безумие, якобы способное разрушить империю. Но, скорее всего, это было сделано намеренно, чтобы еще раз показать: Павел был просто несчастным одиноким душевнобольным человеком, а не злобствующим безумцем. И человека – именно человека, а не Императора Всероссийского – погибающего в конце, по-настоящему жалко.
В ходе фильма почему-то создается ощущение, что заговор против императора возникает как бы из ничего: так надо, так захотелось придворным, желавшим видеть царем Александра. Вся «жестокость» Павла Первого отражается лишь в нескольких сценах. И в длинном списке тех, кого обидел, наказал или сослал император, который озвучивает граф Пален. Список составлен для того, чтобы простить и помиловать всех наказанных – так захотел император...
Актер Виктор Сухоруков в роли императора Павла великолепен. Без всякой эксцентрики и помпезности ему удалось создать образ нервного, грубоватого и взрывного человека – но живого, а не портрет из галереи. Павел привык манипулировать людьми – и при этом огорчается из-за того, что никто не противиться даже самым бредовым его фантазиям, при этом исполняя приказы в невозможно искаженном виде. Это происходит из страха. А Павел хотел бы внушать подчиненным не страх, а доверие. Но не получается.
Олег Янковский – Пален в эмоциональном выражении, пожалуй, немного проигрывает Виктору Сухорукову – такая у него роль. Граф – придворный интриган с каменным лицом. Человек, радеющий за Россию – и из любви к стране готовый на двойное предательство. Пален пользуется великим доверием у Павла, поэтому его предательство тоже – великое. «Кого же вы предадите в конце?» - спрашивает у Палена царевич Александр. Ответа нет, но в конечном итоге сам заговор в каком-то смысле предает самого графа.
Один из центральных, пусть и безмолвных персонажей фильма – мрачный и загадочный Михайловский замок, построенный во время царствования Павла и ставший местом его гибели. За века, прошедшие с убийства Павла Первого, замок оброс легендами. В фильме Павел торопит строительство замка, лично контролирует ход работ, устраивая безобразные «нагоняи» всем: от архитектора Бренны до последнего рабочего.
В фильме есть грань, которая позволяет не углубляться в мистику и вместе с тем ловить тревожные предсказания. Павел торопит строительство – и мы знаем, что вместе с тем приближается его гибель. Император дает приказ въехать в еще недостроенный дворец – и на маскараде в честь новоселья погибает человек, один из бывших заговорщиков. Все предвещает беду – но не предсказывает ее. Ведь и надежда заговорщиков - царевич Александр, и, как, по крайней мере, кажется поначалу, сам глава заговора граф Пален – против убийства Павла. Но события выходят из-под контроля. Поэтому по сути граф Пален – тоже жертва этого заговора.
Фильм, как и сама история, не дает прямого ответа на вопросы: кто именно отдал приказ об убийстве императора. И самое главное: неужели это жестокое убийство было воистину необходимо России? Режиссер не стал навязывать конкретную версию этих исторических событий. Он предоставляет зрителям самим еще раз прочитать и по-своему понять эту страницу в истории России – одну из самых горьких и таинственных.
Ольга Белова,
Фонтанка.ру