Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело в отношении начальника Московской железной дороги (МЖД) Владимира Старостенко по статье 315 УК РФ (неисполнение решения суда). Об этом со ссылкой на помощника столичного прокурора Светлану Петренко сообщает «Росбалт». Прокуратура на протяжении нескольких месяцев требовала от МЖД демонтировать на вокзалах и станциях турникеты, через которые пассажиры выходили с перронов. По заключению прокуратуры, такие турникеты ограничивают передвижение граждан, нарушая тем самым их права. Мещанский суд Москвы еще в октябре 2002 года признал установку турникетов на выход пассажиров незаконным, но руководство железной дороги не приняло никаких мер, направленных на исполнение решений суда, и отказалось выполнить требование судебных исполнителей по демонтажу турникетов.
Петербургские вокзалы с некоторого времени тоже ввели это новшество, называемое Автоматизированными системы оплаты, контроля и учета проезда (АСКОП) – или, проще говоря, турникетами. Появление АСКОП вызвало возмущение горожан. Это корреспонденту «Фонтанки» подтвердили в городской прокуратуре, которая проводила неоднократные проверки поступивших жалоб. Однако, в отличие от московских коллег, органы петербургской прокуратуры не выявили в установке турникетов на вокзалах ничего противозаконного. По словам старшего помощника прокурора Петербурга по связям с общественностью Елены Ордынской, эти выводы подкреплены анализом соответствующего законодательства – в частности, федеральным законом «О железнодорожном транспорте». В нем говорится о том, что железнодорожный транспорт – источник повышенной опасности. И присутствие посторонних лиц на объектах этого вида транспорта не допускается. Пассажиры, оплатившие проезд, в том числе и путем использования АСКОП, посторонними лицами не признаются, так как они считаются заключившими договор с железной дорогой. Лица, не купившие билет, являются посторонними, и пребывать на объектах железнодорожного транспорта им запрещено. Турникеты выполняют роль своеобразного «фильтра» для посторонних лиц. В подтверждение своей правоты горпрокуратура привела пример с турникетами в метрополитене, который до 1986-го года входил в состав МПС: «Никто против турникетов здесь не возражал».
Для самой железной дороги выгода установки турникетов состоит не только в том, что они не пускают посторонних лиц на перроны вокзалов. Как сообщили «Фонтанке» в управлении Октябрьской железной дороги, на ФГУП «Октябрьская железная дорога» посчитали трехгодичную сумму выручки, полученной с тех пор, как на перронах железнодорожных вокзалов появились АСКОПы. С 2001-го года – с начала внедрения этого нововведения на петербургских вокзалах – выручка ОЖД приблизилась к 100 миллионам рублей. Это та сумма, которую не дополучила бы дорога без АСКОПа.
Напомним, что первые автоматизированные системы были установлены на Финляндском вокзале в январе 2001 года, потом они появились на Витебском, а теперь – на Балтийском и на Московском вокзалах. За три летних месяца работы установленных АСКОПов Балтийский вокзал дополучил 11,4 миллиона рублей. За два последних месяца работы АСКОПов на Московском вокзале выручено 3,5 миллиона рублей.
А вот проблему «зайцев» АСКОПы не решили: хотя бы потому, что пока еще их слишком мало. И эту трудность пассажиры уже научились обходить: например, покупать билеты на половину пути, искать обходные пути (когда поставили АСКОП на Финляндском, часть пассажиров ушла на станции «Кушелевка» и «Удельная») или... просто перепрыгивать через турникеты. А также ездить по поддельным удостоверениям льготных категорий граждан. И решение простое: только когда АСКОПами будут перекрыты все пассажирообразующие станции (Рыбацкое, Девяткино, Сортировка), деваться пассажирам будет некуда – придется платить. А пока, по минимальным подсчетам железнодорожников, от общего числа граждан, пользующихся электричками, на сегодняшний день «зайцы» составляют 25%.
Елена Гусаренко, Светлана Андреева,
Фонтанка.ру