Министр культуры РФ Михаил Швыдкой сегодня передал Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею (ГРМ) две реликвии, возвращенные на родину в начале августа: Георгиевское Знамя Лейб-Гвардии Гренадерского полка и портрет великой княгини Анны Павловны кисти Федора Богневского. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщили в приемной руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Миникультуры РФ Анатолия Вилкова, который принимал непосредственное участие в возвращении картины и знамени в Россию.
История возвращения на родину картины Федора Богневского, пропавшей в Крыму во время немецкой оккупации, такова: за неделю до "русских торгов", назначенных Sotheby»s в Лондоне на 21 мая, портрет был снят с торгов по договоренности. После длительных переговоров с частным собственником портрет выкупил лорд Джекоб Ротшильд за 25 тысяч евро и вручил президенту РФ Владимиру Путину в период его пребывания с официальным визитом в Великобритании 24-27 июля. Вопрос о возвращении картины Русскому музею (до своей пропажи в 1941 году она входила в коллекцию ГРМ) рассматривался лордом Ротшильдом еще во время пребывания его на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Сегодня Русский музей примет обратно в свои фонды портрет, который считается копией аналогичного портрета кисти Владимира Боровиковского.
Георгиевское знамя, которое прибыло сегодня в Эрмитаж, Путину вручили офицеры Гвардейского гренадерского полка Английской армии (полка - побратима лейб-гвардии гренадерского полка), рассмотрев письмо Анатолия Вилкова. Дело в том, что знамя было передано в 1958 году на временное хранение российскими офицерами-эмигрантами с условием возвращения знамени в Россию после падения большевистского режима. Об этом знамени Анатолий Вилков и прочел полтора года назад в газете. После этого он написал командиру полка письмо от имени Департамента с просьбой вернуть знамя, так как пункты завещания офицеров царской армии выполнены: кроме смены правящего режима, в Эрмитаже создан музей российской гвардии, где будет храниться знамя. Письмо Вилкова было рассмотрено, и было решено возвратить знамя на родину. Знамя прибыло в Россию дипломатической почтой в конце июля. В Москве была проведена экспертиза, которая детально восстановила историю знамени. Экспертиза показала, что знамя является уникальной историко-культурной реликвией и подлежит включению в Российские музейные фонды, предпочтительнее – в Музей российской гвардии в Санкт-Петербурге.
По мнению эксперта Шевякова, проводившего исследование, на настоящий момент знамя сохранилось фрагментарно, в период нахождения знамени за рубежом остатки знамени были собраны в так называемый «ковчежец» - футляр для бильярдных шаров - и закрыты стеклом. В одной части «ковчежца» находилось Георгиевское навершие Гвардейского образца 1875 года из латуни, позолоты и эмали, скоба от древка с наименованием полка и надписью отличия, серебряные кисти на Георгиевской тесьме и Георгиевский темляк от чехла знамени, вензеля Александра II. Все это позволило установить экспертам, что Георгиевское юбилейное образца 1813 года знамя было пожаловано 1-му батальону Лейб-Гвардии Гренадерского полка 30 марта 1856 года. По словам экспертов, с 1883 года было официально установлено в строй выносить лишь знамя этого батальона, несмотря на то, что аналогичные знамена получили 2, 3 и 4 батальоны полка.
Знамя участвовало с полком в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов в сражениях при Теплише и Горном Дубняке, под Филиппополем, в первой Мировой войне во всех крупных операциях 1914-1918 годов, в Гражданской войне 1918-1920 годов, в том числе в первом Кубанском (Ледяном) походе вместе с 18 офицерами означенного полка. В 1958 году, в связи со смертью большинства офицеров полка, знамя было решено передать в полк-побратим - Гренадерский полк Английской армии.
Портрет великой княгини Александры Павловны кисти Федора Богневского конца XVIII-начала XIX века (картина считается копией аналогичного портрета кисти Владимира Боровиковского, находящегося в государственном музее заповеднике «Павловск»), пропал в Алупкинском дворце на выставке «Основные этапы развития русской живописи». Когда началась Великая Отечественная война, картины (183 произведения, отобранных Государственным Русским музеем для демонстрации их в южных городах России) были упакованы в ящики для отправки в Петербург. Когда этот район заняли немцы, часть картин исчезла, остальные вернулись в музей. Одна из пропавших картин, кисти Кипренского, была возвращена к 100-летию Русского музея собственником картины - Робертом Лаудером, наследником Эстер Лаудер, который выкупил картину у владельца за 170 тысяч долларов.
Об участии портрета в торгах Минкультуры узнало из интернета, где были анонсированы торги. В самом Министерстве были созданы каталоги утраченных ценностей, по которым и происходит сверка с картинами на торгах. Один из них - третий том "Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны", по выставке 1941 года – опубликован во всемирной сети. По нему сотрудники ДСКЦ опознали картину. Сотрудниками музея был подготовлен и отправлен в Минкультуры РФ 23 мая пакет документов (инвентарные книги, досье на картину), которые подтверждают, что найденная на торгах картина - кисти Богневского и принадлежала русскому музею. Пакет был отослан в Sotheby»s.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру
P.S. Сегодня на пресс-конференции в Эрмитаже министр культуры России Михаил Швыдкой сказал, что в Россию по крохам возвращаются те произведения искусства, которые пропали из российских и советских музеев в результате исторических бедствий. Своей целью министерство ставит вернуть то, что принадлежало России, а то, что попало на территорию России, но ей не принадлежит, согласно нормам международного права передать законным владельцам.