Шесть претендентов за первые два дня – таков промежуточный итог заявочной компании по выборам губернатора Санкт-Петербурга.
В числе уведомивших горизбирком о желании баллотироваться, и, соответственно, получивших право на сбор подписей, или объявивших о таком намерении, помимо полпреда Матвиенко, депутат Законодательного собрания (Алексей Тимофеев), бывший губернатор Липецкой области (Геннадий Купцов), пара бизнесменов, неизвестных в узких кругах (Александр Габитов и Николай Кузнецов) и бывший министр (Сергей Беляев).
Обилие соискателей, вознамерившихся взвалить на себя тяжкую долю, позволило Валентине Матвиенко заявить, что в Петербурге не может быть безальтернативных выборов, а за всеми разговорами на эту тему, получившими огласку в последние дни, прослеживается рука Москвы.
Что касается руки Москвы, то следует заметить, что их должно быть, по крайней мере, две. Иначе бы столица выглядела неполноценной, а в этом ее не упрекнешь даже при присущем всем питерцам патриотизме. Надо сказать, что намеки на шаловливые московские руки из уст полпреда вообще не слишком удачны. Однажды в 2000-м году Владимиру Яковлеву удалось не без успеха разыграть эту карту. Но тогда были другие времена.
Теперь же, после того, как нас три месяца уверяли, что Валентина Ивановна и есть та самая рука, задумчивый обыватель может задаваться ненужными размышлениями. Например, если Валентина Ивановна - не рука Москвы, то чья? если та самая рука против В.И., то за кого же? или, как это принято у нас, правая рука не знает, что делает левая, но чего же, наконец, тогда хочет Москва? Маленький совет: не надо искать ответов - тронетесь умом.
С альтернативой проще. Если в колбасном отделе вы обнаружили десяток одинаковых на вид и вкус сарделек под разными наименованиями, не стоит обольщаться, и путать многообразие выбора с реальной альтернативой. Вот и обслуживающие полпредство социологи, вопреки оптимизму Валентины Ивановны открыто заявляют, что альтернативы на этих выборах ей нет, и результат уже предрешен. По существу, вопрос лишь в том, появится ли у «главного фаворита» действительно адекватный соперник. И если даже вдруг сыщется такой герой или героиня, то сможет ли он на равных конкурировать с основным персонажем хотя бы в информационном поле.
Ответ на этот вопрос, увы, представляется очевидным. Пока же те, кто мог всерьез противостоять полпреду на этих выборах, почему-то предпочли отойти в сторону. До 31 июля – срок окончания заявочной кампании – может объявиться еще 99 кандидатов, но все они рискуют остаться всего лишь подтанцовкой.
Впрочем, на выборах у избирателя всегда есть право сыграть в свою игру.
Александр Горшков,
Фонтанка.ру