Сегодня, 27 мая, состоялось открытие площадки театра «Санктъ-Петербургъ Оперы» - особняка барона фон Дервиза (Галерная ул., 33). Церемония ознаменовалась мировой премьерой «Петр Великий – Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии» Г. Доницетти.
Очень долго Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» не имел своей площадки и, наконец, обрел свой Дом. Им стал особняк барона фон Дервиза, который находится в центре Петербурга на Галерной улице, 33. В период советской власти здание было отдано под клубные мероприятия, но, к счастью, в особняке сохранились старинные интерьеры: Зимний сад в виде причудливого грота, открывающая парадную анфиладу роскошная Мавританская гостиная, Малиновая и барочная Кленовая гостиные.
Белый театральный зал особняка имеет давние музыкально-театральные традиции. Здесь когда-то звучали божественные голоса Ф. Шаляпина и Л. Собинова, волновал «свободный» танец А. Дункан. Под именем Доктора Дапертутто в этом зале работал Вс. Мейерхольд, разыгрывая спектакли с артистами «Театра интермедий». Здесь бывали К. Станиславский, В. Качалов, Вл. Немирович-Данченко, О. Книппер-Чехова. Этот зал напоен звуками ушедших времен. Но, как и в былые времена, парящий над сценой Гений с лирой и неизменные его спутники – Талия с Эвтерпой – все так же наполняют Белый театральный зал особняка таинством творчества и вдохновения...
Открытие этой новой для города театральной площадки станет одним из самых значимых и запоминающихся событий в дни празднования 300-летия Петербурга.
Первая премьера в отреставрированном особняке барона фон Дервиза обещает стать европейской музыкальной сенсацией. Речь идет об опере великого итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Петр Великий – Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии». В юбилейной афише, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, почетное место займет одноименная опера-буфф знаменитого итальянца.
В 1819 году юный, еще никому неизвестный Доницетти, увлекшись модной пьесой Александра Дюваля «Плотник из Ливонии, или Знатный Путешественник», создает блестящую оперу-буфф на либретто Герардо Бевильаква Альдобрандини, маркиза из Болоньи, с которым плодотворно сотрудничал сам великий Джоаккино Россини. Новая опера молодого композитора из Бергамо поражала своим изяществом и виртуозностью. Премьера состоялась на сцене театра Сан Самуэле 26 декабря 1819 года. Публика с восторгом приняла «Плотника из Ливонии» Гаэтано Доницетти. Несколько лет опера украшала афиши театров Вероны, Падуи и Болоньи.
Для нас остается загадкой, почему после триумфального успеха в 1823 году в Театро Комунале опера Гаэтано Доницетти никогда более не исполнялась.
Художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров более трех лет вел поиски партитуры «Петра», которую, казалось бы, уже не вернуть оперной сцене. К поискам были привлечены Оперный театр им. Доницетти в Бергамо (Италия), Фонд и Издательство "Дома Рикорди", обладающие правом на музыку великого итальянца и Генеральное консульство Республики Италия в Петербурге. Кропотливая работа дала свои результаты – по крупицам была воссоздана эта партитура. Много неожиданного в трактовке образа Петра и всей русской истории ждет зрителей в этом спектакле. Именно театр «Санктъ-Петербургъ Опера» вернет миру шедевр Доницетти.