С 1 июля без документа о страховании гражданской ответственности водитель даже не сможет пройти техосмотр. Через полгода за отсутствие такого страхового полиса водителей будут уже штрафовать. В итоге каждой страховой компании города и области придется иметь дело примерно с 50 тысячами клиентов.
С 1 июля 2003 года в России начинает действовать закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». За основу его разработчики взяли соответствующее законодательство Франции и учли опыт еще нескольких стран, менталитет граждан которых нам поближе – Украины, Польши, Белоруссии, Литвы, Эстонии.
Постановлением правительства РФ N264 от 7 мая 2003 года утверждены соответствующие тарифы. Например, базовой ставкой на легковые автомобили для физических лиц является 1980 рублей, для юридических лиц – 2375 рублей. Максимальный тариф установлен для грузовиков, способных перевозить свыше 10 тонн – 3240 рублей. Для каждого региона установлен свой коэффициент. Для Москвы он максимален и равняется двум, в северной столице он составляет 1,8, в Ленинградской области – 1,6. Для владельца нового российского автомобиля общая стоимость страхового полиса при самом оптимальном раскладе – водительском стаже не менее двух лет, собственном возрасте не моложе 22 лет, мощности машины в 70-95 лошадиных сил и малом количестве людей, которые смогут управлять машиной по доверенности - составит 3564 рубля.
Владельцам иномарок услуга обойдется дороже. Здесь тоже есть специальные коэффициенты. Максимальны они для тех, чья машина имеет мощность свыше 200 лошадиных сил.
Утвержден и четкий порядок выдачи страховок. Все полисы будут иметь номер и станут документами строгой отчетности. Страховые компании получат их бланки централизованно.
Оформление полисов также будет унифицировано независимо от компании, в которую обратиться автолюбитель. Водителю надо собрать пакет необходимых бумаг, который включает в себя соответствующее заявление, расчет стоимости страховки, копии документов на себя и на машину, а также копии выданных им доверенностей. Эти данные будут занесены в полис, который будет действителен на всей территории России.
Между тем на сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на учете состоит 1,5 миллиона автотранспортных средств. При этом только 18 процентов петербургских автомобилистов имеют страховку своих машин, причем лишь 7 процентов застраховали автогражданскую ответственность. В области ситуация не лучше.
Тем временем уже с 1 июля без наличия страховки водитель не сможет пройти техосмотр. Кроме того, на оформление страховых полисов отводится всего полгода. Так что аккурат с 1 января 2004 года сотрудники ГИБДД начнут активно отлавливать незастрахованные авто и штрафовать водителей. Сумма одного штрафа – 800 рублей, однако применять ее можно бессчетное количество раз. Вычислить законопослушных водителей будет несложно - на лобовых стеклах застрахованных машин будут вывешиваться специальные знаки.
Так что в самое ближайшее время автомобилистов ожидают сложные времена. Ведь на территории города и области оформлением полисов займется примерно 30 страховых компаний. Поделите полтора миллиона на это число, и станет ясно – каждой фирме в среднем придется иметь дело с 50 тысячами клиентов. Конечно, право выбора страховщика остается за водителем, благо суммы взносов и процедура оформления полисов во всех компаниях будут одинаковыми. Но при этом руководители крупнейших страховых компаний уверены в неизменности русской натуры, потому основной наплыв автомобилистов они ожидают только осенью, если не зимой. И потому заранее пытаются принимать соответствующие меры. О некоторых из них сегодня в Доме журналиста рассказали специалисты нескольких крупных страховых компаний.
В своих выступлениях они акцентировали свое внимание на том, что обязательное страхование – это не фискальная мера, а реальный способ защитить свое движимое имущество. На вопросы о возможных рисках невыплаты пострадавшему страховщики ответили просто: «Обращайтесь в серьезные фирмы, у которых будет соответствующая лицензия, и риск будет сведен практически к нулю».
Дабы приблизиться к автомобилистам, отдельные компании собираются организовать пункты оформление полисов на станциях техобслуживания, АЗС, в автосалонах и даже в крупных кооперативных гаражах. Дальше всех в этом вопросе собираются пойти «Русский мир» и «Росгосстрах – Северо-запад». В их планах – создание специальной линии «горячей связи» между страховщиками и автолюбителями.
Итак, предположим, что вы успели вовремя оформить все документы. Как вам поступать, если случилось страшное и вы все-таки угодили в ДТП?
В любом случае надо вызвать на место происшествия милицию. Новое здесь – при желании можно также пригласить так называемого аварийного комиссара, который поможет вам в случае, если вы столкнулись с явными жуликами и вам грозит стать жертвой элементарной подставы. Комиссар может быть как независимым субъектом, так и лицом, связанным со страховой компанией. Какой вариант вас устраивает больше – решать вам.
В страховую компанию вам надо предоставить следующие документы: справку о ДТП, справки формы 2 и 11, копию протокола об административном правонарушении и акт экспертизы. Возмещение ущерба, нанесенного вашему имуществу, будет произведено через 15 дней после получения документов о выплате. Сложнее с компенсацией вреда вашему здоровью – согласно Гражданскому кодексу РФ срок этой выплаты может установить только суд.
Казалось бы, все вроде ясно. Однако на вышеупомянутое собрание не пришел высокопоставленный представитель питерского ГИБДД. Причина – в руководстве дорожной милиции пока нет четкого понимания механизма реализации нового закона.
Немало вопросов возникает не только у ГИБДД. Например, слабо отработаны вопросы проведения экспертизы. Есть и другие нюансы. Однако если перемены в законе и назреют, то на это уйдет не менее 1,5 – 2 лет. Пока же речь больше идет о постепенном приобщении российских автомобилистов и страховщиков к правилам общения и сотрудничества, которые приняты во всем цивилизованном мире.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру