В разгрузке греческого балкера «Юпитер», севшего на мель в Финском заливе, севернее острова Мощный, примет участие теплоход Волжского пароходства «Иван Щебетов». С его помощью предполагается снять с «Юпитера» 3-3,5 тысячи тонн груза. Этого будет достаточно, чтобы приподнять судно над каменистой «банкой», сообщил корреспонденту «Фонтанки» начальник Морского Спасательного Координационного центра (МСКЦ) Леонид Белов.
«Причиной аварии «Юпитера» стала навигационная ошибка капитана судна», заявил Леонид Белов. Он отметил также, что капитан «Юпитера» во время произошедшей аварии «вел себя некорректно»: «Юпитер» вышел из Морского порта Санкт-Петербурга 29 апреля в 15 часов 00 минут без сопровождения ледокола и в 22 часа 50 минут того же дня сел на мель. Однако никакой информации с судна не поступало вплоть до 12 часов дня 30 апреля: об аварии сообщила агентирующая суда служба, после чего в течение часа руководство МАП и Морского порта Санкт-Петербург безуспешно пыталось вызвать «Юпитер». Для выяснения подробностей к месту аварии сразу был направлен ледокол «Мудьюг», однако в связи со сложной ледовой обстановкой к месту аварии он дойти не смог.
По мнению специалистов Балтморинспекции, чтобы немного приподнять судно над «банкой», необходимо выгрузить все 22 тысячи тонн пшена, 900 тонн тяжелого топлива и 130 тонн дизельного топлива, имеющиеся на борту балкера. Долгое время в Балтийском Бассейном Аварийно-Спасательном Управлении (ББАСу) не поддерживали эту точку зрения: «Зерно – слишком драгоценный груз, его стоимость оценивается в 4 миллионов долларов, да и ледовая обстановка мало способствует разгрузке судна» - заявил гендиректор ББАСу Дмитрий Калиниченко. Однако снять греческий балкер «Юпитер» с мели без разгрузки судна не удалось, несмотря на то, лед вокруг «Юпитера» не сплошной, дрейфующий.
Напомним, что 7 мая с обеда и до позднего вечера буксир «Ясный» ББАСУ и ледокол "Капитан Зарубин" МАП тянули судно с каменистой «банки» под названием «Северная мощность».
В настоящий момент теплоход для отправки к месту аварии готовит Морская администрация порта Санкт-Петербург (МАП). Теплоход проходит и проверку Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ), которая осматривает танки судна на предмет возможной отгрузки на него зерна.
От времени прибытия судна к месту аварии будет зависеть, начнется ли в среду разгрузка судна. Чтобы добраться до «Юпитера», «Ивану Щебетову» понадобится более 6 часов. Если судно прибудет ночью, то работы по выгрузке зерна начнутся только пятнадцатого мая. «Торопиться некуда, - считает Леонид Белов, - утечки нефтепродуктов не ожидается, ситуация на «Юпитере» под контролем, нужно как следует подготовиться к разгрузке судна».
В настоящий момент решаются вопросы с пограничниками. К аварийно-спасательной операции подключены несколько стивидорных компаний.
Как сообщил «Фонтанке» Леонид Белов: «К сожалению, владелец судна никак не участвует в операции: они не ответили практически ни на одно наше письмо, которые мы в большом количестве посылали с 6 мая и до 12 числа».
Контроль за проведением спасательных работ ведется на всех уровнях: информация о спасательных работах поступает в Балтморинспекцию, в МАП, в Министерство транспорта, которое возложило общее руководство спасательной операцией на капитана Морского порта Санкт-Петербург Михаила Синельникова.
По мнению специалистов Балтморинспекции, технически судно, даже с пробитыми танками, способно дойти на балласте до Таллинна, куда, предположительно, его и направят. Однако в ББАСУ утверждают, что говорить о каком-либо конечном «месте назначения» судна пока преждевременно.
Напомним, что порт приписки балкера «Юпитер» - Лимасол, судно плавает под флагом Кипра. Длина «Юпитера» составляет 176,6 метров, ширина – 22,86 метров, надстройка судна – 14 метров. На борту балкера находится 24 человека экипажа и 22, 008 тысяч тонн зерна.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру