Вторая попытка новых питерских законодателей избрать своего председателя может состояться уже в ближайшую среду - на втором пленарном заседании нового городского парламента. Но, как это ни удивительно, спикер мог появиться уже на первом заседании ЗакСа 8 января. Тогда относительно неожиданное решение о внесении в повестку дня вопроса о председателе ЗакСа тутже привело к скоропостижно быстрому завершению заседания.
Кому быть председателем собрания – вопрос не праздный. Спикер уже давно не является депутатом «равным среди равных». При этом он не только имеет больше властных и других полномочий, но и несет больше ответственности за свои действия (естественно, на посту спикера, а не депутата). Главное - от него во многом зависят взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями. Потому относительная лояльность спикера Смольному может немало способствовать прохождению законов, выгодных именно администрации. И наоборот: сравнительная оппозиционность губернатору будет тормозить такие законопроекты. Неудивительно, что все кандидаты на пост спикера, прежде всего, рассматриваются именно со стороны своего отношения к политике нынешних городских властей.
В течение месяца, прошедшего от выборов до первого заседания, наиболее вероятными кандидатами на место спикера, по мнению специалистов, являлись сразу несколько человек. Прежде всего назывались предыдущий председатель Сергей Тарасов, его заместители Вадим Тюльпанов и Константин Серов. Они не только имели опыт руководства ЗакСом, но и все это время не отрицали возможности попретендовать на место спикера в третьем созыве. Причем, Сергей Тарасов почти всегда считался ближе к «губернаторскому» пониманию городской политики, чем «единороссы» Тюльпанов и Серов.
К претендентам на спикерское место, наряду с тремя старожилами питерского законотворчества, знающая молва причисляла двух вновь избранных, но чрезвычайно амбициозных депутатов: Дениса Волчека и Юрия Рыдника. При этом банкир Юрий Рыдник не раз отмечал, что не считает место председателя собрания вершиной своей будущей политической карьеры. Однако в день вручения мандатов 25 декабря прошлого года, оба депутата не подтвердили Фонтанке.ру своих планов на председательское кресло. Оба заявили, что для начала им будет вполне достаточно своих собственных фракций – дабы свыкнуться с атмосферой ЗакСа и понять, как в ней работать. Оба, как теперь можно судить по составу действительно рожденных ими фракций в новом ЗакСе, вряд ли примкнут к лагерю, в той или иной мере оппозиционному действующей исполнительной власти.
Следует отметить, что в конце декабря прошлого года Сергей Тарасов и два его заместителя подводили итоги работы ЗакСа второго созыва и намечали важнейшие задачи для ЗакСа нового. При этом, касаясь вопроса о выборах спикера, Сергей Тарасов отметил, что это – одна из самых важных задач парламента в год 300-летия города. Он понадеялся, что она будет решена уже на первых заседаниях. Впрочем, Вадим Тюльпанов отнесся к этому сроку несколько более скептично. По его словам, на выборы спикера может уйти от одного заседания до полутора лет (до новых выборов губернатора). Константин Серов ограничился лишь скромной констатацией, что спикер в юбилейном году нужен.
Первое заседание прошло бы довольно уныло, если бы не некоторые обстоятельства. Где-то к середине заседания электронная система голосования начала давать довольно забавные сбои при подсчете количества депутатов, присутствовавших в зале. Около двух часов дня электронное табло зафиксировало 50 депутатов (при этом Юрий Шутов, как известно, находится в СИЗО, а еще двоих не было изначально). И уже при следующем голосовании табло лихо отсчитало 51 народного избранника. После технического перерыва система вообще перешла все нормы приличия и под бурные аплодисменты присутствующих дошла в своем безумстве до 56 депутатов. Что, в общем-то, и стало поводом для срочного закрытия заседания. Ни один вопрос решен не был, разве что фракции зафиксировались.
Но смех – смехом, а сбой системы голосования случился для некоторых депутатов очень некстати. Дело в том, что с подачи Сергея Андреева законодатели (27 голосов «за») внесли в повестку дня вопрос, который там до этого не стоял. А именно, пресловутый и самый важный – о спикерстве. Кандидатом на этот пост от «Единой России» был выдвинут Вадим Тюльпанов - как мы уже отмечали, не самая лучшая кандидатура с точки зрения губернатора. И поначалу столь явное игнорирование решения совета фракций (вообще никаких вопросов, кроме избрания счетной и редакционных комиссий не рассматривать) несколько обескуражило «смольнинскую» часть депутатского корпуса.
Но политический опыт Игоря Михайлова («Единый Петербург» Юрия Рыдника) помог с этой неувязочкой справиться. Депутатам пришлось голосовать за включение в повестку дня еще 28 вопросов, внесенных ранее. Естественно, что их тщательное рассмотрение должно было перенести «главный вопрос» на позднюю ночь, а еще вероятнее, на следующую среду. Но «тюльпановцы» и тут проявили себя грамотно: подавляющее большинство из 28 вопросов не набрало нужного числа голосов и в повестку дня не вошло. Игорь Михайлов и тут не оплошал, заявив, что нужно голосовать поименно, все записывать и т.д. и потребовал переголосования. Появились «счетчики» и «счетные листы» – все шло к затягиванию заседания и к рассмотрению вопроса о спикере.
Вот тут-то еще разок и решили проверить электронную систему, которая и выдала «на-гора» аж 56 зарегистрированных депутатов. Первым «устал» Юрий Рыдник и, почти как матрос Железняк, призвал всех разойтись по добру по здорову, чтобы за неделю отрегулировать странное поведение электроники и не становиться посмешищем перед прессой. Предложение было тут же принято председательствовавшим старейшиной ЗакСа Владимиром Гольманом. Вопрос о спикере благополучно канул в следующую среду, когда список претендентов наверняка будет пополнен. А у заинтересованных сторон теперь есть время провести необходимые «согласования позиций» и собственные приготовления.
Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру
P.S. Приходится констатировать, что в нынешнем ЗакСе обе стороны («как бы губернаторская» и «как бы антигубернаторская») достаточно хорошо подготовлены к политической борьбе в законных рамках – пока без захватов микрофона и мордобоев. Вот только электроника не готова вести себя демократично и непредвзято. На раздумье ей дали неделю.